Три десятка икон, написанных на ящиках из-под зарядов, снарядов и мин, показывают в столичном заповеднике "София Киевская". Выставку "Иконы во время войны" открыли 24 февраля.
Иконы развесили на стенах. Нарисованы на темных, местами потрескавшихся, досках с неровными краями. В нишах под стенами стоят два расписанных ящика. Навесные замки на обоих ржавые.
— Ящики привозили из зоны АТО военные и волонтеры. Больше всего - из поселка Пески Донецкой области, - рассказывает иконописец 38-летний Александр Клименко. - Почти ни одной целой доски не привезли - все поломаны, с гвоздями и дырами от пуль. От них пахнет порохом и войной. С ними ничего не делал перед рисованием. Хотел, чтобы след войны остался. В одной оставил бумажку, которой кто-то закрыл дыру от пули. На иконе со Спасителем - три гвоздя. Они в том месте на теле Иисуса, когда его распяли
Александр начал писать иконы на ящиках с войны четыре месяца тому назад.
— Тогда на одной благотворительной выставке икону знакомого художника купил добровольческий батальон. На следующий день поехали вместе на место его базирования передать икону. Там увидели эти доски. Руки начали чесаться - так хотелось их расписать.
Выцыганил у ребят крышку одного ящика. Когда взял, был поражен. Доска была создана по тому же принципу, что и традиционная иконописная. Сзади на ней есть шпуги - куски более тонкого дерева, которые фиксируют доску.
К росписи досок присоединилась жена художника София Атлантова. Работали в собственной квартире.
— Имеем троих детей. Они постоянно мешали, но к иконам не прикасались, - продолжает Александр. - Этому научил меня дед, тоже был художником. Как-то пришел к нему в мастерскую и поставил один мазочек на картине. Дед увидел и сказал: зачем ты это сделал? Теперь не буду разговаривать с тобой. Не говорил со мной недели две.
К Александру подходит теща - художница 62-летняя Наталия Волобуева. Она – племянница художницы Татьяны Яблонской. Ее мать Елена - тоже художница. Женщина невысокая и худощавая. Иконы Волобуевой тоже показывают на выставке. Подводит к работе "Покров Божьей матери". На дне ящика из-под снарядов нарисовала украинский пейзаж, на крышке - небо со святыми. Работала над ним четыре дня.
— Когда расписывала, все время дрожали руки, такая струя силы шла от ящика. Это была не мощность оружия, а сила мужества наших военных. Доски на войне вбирают мысли, слова и поступки хозяев, - рассказывает художница. - Волонтеры раздобыли для меня несколько покореженных ящиков. На одном написала икону "Рождество". Раньше в нем было 880 патронов. Это - 880 жизней, потому что теоретически каждый патрон несет смерть. Мне хотелось это уравновесить рождением.
— Ваши работы потрясающие, - к Наталии подходит седая женщина в сером пальто. - Сижу здесь и балдею. А вы же дочка Елены Яблонской? Очень на нее похожи.
— Это точно, - отвечает художница. - В молодости такого сходства не было. А теперь смотрю в зеркало и кажется, что с той стороны мама говорит: добрый день.
Наталия Евгеньевна ведет к иконе "Пеликан". На ней белая птица клювом до крови расклевывает крыло. Доска поломана, края неровные. По бокам шурупами прикручены две ржавые железки.
— Это очень распространенная в Украине икона, - говорит автор. - Пеликан - символ жертвенности. Когда ему нечем кормить птенцов, то кормит своим телом. Так сейчас должны делать все украинцы.
Комментарии