— Еще с садика решила, что стану учительницей. Расставляла куклы и проводила для них уроки. Приезжала к дедушке на Хмельнитчину, собирала детей со всей улицы и учила таблице умножения. Взрослые знали: когда приедет Оля из Львова, все будут под присмотром, — говорит учительница младших классов средней общеобразовательной школы №73 города Львова 52-летняя Ольга ЗЕЛИНСКАЯ.
У нее 31 год опыта работы. С конца 1990-х начала внедрять в обучении интерактивные методы. В 2017-ом стала финалисткой премии Global Teacher Prize Ukraine.
— Я — учительница в третьем поколении, — рассказывает Ольга Ивановна. — После окончания школы поехала подавать документы в Дрогобычский педагогический институт. В приемной комиссии сказали, что очень большой конкурс. Предлагали попробовать поступить на другие факультеты, где меньше претендентов. Ответила, что приеду на экзамен. В жизни было не слишком много благоприятных ситуаций, трудности приходилось преодолевать чаще. Кажется, что я всего достигла вопреки. Это закалило.
В школе начала работать после института.
— Когда дочка пошла в первый класс, поняла: не хочу, чтобы ее учили так, как меня когда-то. В конце 1990-х — начале 2000 годов начала внедрять методику работы "лицом к ребенку" , в центре которой интерес, умения и способности ученика. Завуч заходила в класс и говорила: "Ты все играешься? А когда детей учить начнешь?"
Помогает ученикам раскрыться театральная педагогика. Перед Новым годом изготавливали короны, мерили их и разыгрывали сценки. Когда прозвенел звонок, дети сняли короны, а один гиперактивный мальчик попросил разрешить остаться в ней. Не возражала. Он с разгону добежал до дверей и остановился: "А как я в короне буду бегать?" Сказала, что теперь должен попытаться вести себя по-королевски. Весь перерыв он ходил спокойно.
Вместе с детьми обсуждаем и устанавливаем правила, которые в классе нужно соблюдать. С родителями бывает тяжелее. В садике рассказывала о новой методике. После этого услышала отзывы: "Чего это она пришла? Лучше сказала бы, сколько тетрадей купить, какие карандаши и как ребенка научить читать". Родители начинают ценить работу учителя-новатора, когда видят, что в школе их ребенку хорошо. Однажды одна мать должна была забрать дочь с последнего урока. Девочка расплакалась. Я испугалась — думала, ее кто-то обидел. Но школьница ответила: "Не хочу идти домой, мне здесь хорошо!"
Ольга Зелинская любит вышивать и путешествовать. Имеет в коллекции более 40 сортов гладиолусов.
— Моя мама — учительница начальных классов, — говорит Зелинская. — Всегда была для меня примером справедливости и бескорыстия. Она — россиянка, а папа — украинец. С рождения знала два языка. Когда мы переехали во Львов, ходила в русскоязычную школу. Учительница украинского смогла влюбить меня в родной язык. В начале 1980-х приехала к родственникам в Россию. Ходила там в вышиванке. Сказала маме, что должна ее взять, чтобы всем показать, что я — украинка.
Комментарии