![Сын диссидента Петра Григоренко Андрей Петрович работает в муниципалитете Нью-Йорка в США](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/191/191783_1_w_300.jpg?v=0)
"Сейчас, одну минуточку, — останавливает Андрей Григоренко, 62 года. — Дайте песню дослушать. — Он, улыбаясь, кивает на сцену. Хор исполняет песню "Ой на горі та й женці жнуть".
— Это любимая песня моего отца, — объясняет мужчина.
Андрей Григоренко на несколько дней прилетел в Киев из Америки. Здесь, в Доме учителя, отмечали 100-летие со дня рождения его отца, правозащитника Петра Григоренко.
Генерал-майор Петр Григоренко родом из села Борисовка Запорожской области. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в Монголии, воевал в советско-немецкую войну. Потом преподавал в военной академии им. Фрунзе в Москве. В 1963 году за правозащитную деятельность Григоренко лишили звания, пенсии, наград. Больше трех лет принудительно лечили в психиатрической больнице, а в 1977-м изгнали из Советского Союза. В 1987 году он умер в США.
Его сын Андрей Григоренко сидит рядом с правозащитником Леонидом Плющом, прилетевшим из Франции, и лидером Меджлиса крымско-татарского народа Мустафой Джемилевым. Потом направляется в фойе, где ему жмет руку бывший нардеп Степан Хмара. Григоренко садится на черный топчан на лестничной площадке. Рядом переминается помощник.
— Живу в Нью-Йорке, работаю служащим в муниципалитете, — рассказывает Андрей Петрович. — Увлекаюсь историей. Люблю водить машину, но сейчас у меня ее нет. Две дочки родились уже в Америке: 28-летняя Татьяна — фотограф, а Ольга, 20 лет, учится в колледже.
Вспоминает, как в Америке отец написал книгу с критикой советской военной доктрины. В настоящее время ее изучают в тамошних учебных заведениях. Генерала звали преподавать в военной академии, но он отказался. Сказал, что однажды уже приносил присягу, в СССР.
Андрей, как и отец, в СССР был диссидентом.
— После событий в Венгрии в 1956-м, когда советские войска подавили восстание, написал в общественном московском туалете: "Руки прочь от социалистической Венгрии". Я был тогда малым, — смеется Григоренко.
Учась в Московском энергетическом институте, он вместе с друзьями распространял листовки. Его задержали, а позже исключили из института.
— Нас несколько раз арестовывали, но не посадили. Нам повезли. Моего отца признали психически больным. КГБ сказало, что мы находились под влиянием сумасшедшего, и нас не судили. Подержали немного, кого сколько. Самое большее — четыре месяца.
Моего отца признали психически больным
— Где в настоящее время ваши братья?
— Было четверо братьев, и все умерли. У одного был синдром Дауна, ушел из жизни в Америке. Остальные похоронены в России, — рассказывает он.
Вспоминает, что отец дома говорил на украинском.
— На исходе жизни, после второго инсульта, совсем забыл русский, — говорит Андрей Петрович.
Возможность перезахоронения генерала в Украине сын отрицает.
— Забрать его с украинского диаспорного кладбища в Банд-Бруке было бы неэтично, — говорит он.
Помощник напоминает о назначенной встрече. Андрей Петрович встает.
— Временами досадно смотреть на то, что творится в Украине, — говорит. — Я был оскорблен, когда возле памятника отцу в Симферополе увидел памятник жертвам УПА. Это же энкаведисты, уничтожавшие цвет нации.
Спрашиваю, не хочет ли вернуться в Украину.
— Может, когда на пенсию выйду, — прощается он.
1945, 6 сентября — Андрей Григоренко родился в Москве в семье генерал-майора Петра Григоренко и э кономи стки Зинаиды Егоровой
1961 — работал слесарем, грузчиком в магазине, сторожем в морге, полотером
1965 — инженер в НИИ дорожного машиностроения
1970 — окончил Московский строительный институт; женился на дочери ученого-гидролога Марии Великановой
1975 — с женой переехал в Мюнхен, работал журналистом
1977 — переехали в Америку; работал инженером-атомщиком, позже открыл компанию по разработке компьютерных программ
1980 — родилась дочь Татьяна, в настоящее время — фотограф, живет во Франции
1987 — родилась дочь Ольга, в настоящее время — студентка Бейтс-Колледжа
Работает в системе социального обеспечения муниципалитета Нью-Йорка
Комментарии