— Уже народ валит. Работа не готова. Гони сюда всех рабочих! — бежит по залам столичного "Мыстецкого Арсенала" куратор Александр Соловьев, 54 года. 23 мая здесь открыли биеннале современного искусства "Арсенале 2012". Показали работы 100 художников из 30 стран.
— Если бы знала, с какими трудностями придется столкнуться в подготовке, не знаю, согласилась ли бы организовывать, — говорит директор "Мыстецкого Арсенала" Наталия Заболотная, 39 лет.
За час до открытия моечная машина поливает асфальт во дворе. Мужчина с голым животом в белой строительной каске идет с лопатой разгребать кучу земли. Рабочий в синем комбинезоне забрался на лестницу и снимает на мобильный картины Андрея Сагайдаковского. Называются "Завтрак на траве" и "Не грызи ногти". Дети нарисованы масляными красками на старых коврах.
— Мы не успели все развесить, и я за это извиняюсь, — говорит через переводчика куратор главного проекта 62-летний британец Девид Эллиотт. — Последние 36 часов из-за проблем с электричеством пришлось расставлять работы при слабом освещении. Выставка будет иметь стиль недоделанной.
Биеннале открывают в 19.00. Почти одновременно приезжают премьер Николай Азаров, министр культуры Михаил Кулиняк и глава столичной горадминистрации Александр Попов. Зрителей пускают группами. В первом зале 18 работ харьковского фотографа Бориса Михайлова. В 2000-м он получил премию "Хассельблад". В Киеве показал работы из серии "Промзона", сделанные на заводах.
Мальчик в сером пиджаке останавливается около каждой картины и спрашивает у мамы:
— А что это такое?
— Не смотри, Миша, пошли дальше, — женщина отводит ребенка от работ херсонца Стаса Волязловского. Художник нарисовал ручкой на старых белых занавесках портреты Тараса Шевченко и Александра Пушкина, а также мужские половые органы.
В зеркальную комнату японки Йаю Кусама стоят в очереди семь человек. Потолок и стены сделаны из множества зеркал. Сверху подвешены светодиодные фонари. До середины комнаты проложили резиновый мостик. Остальное залито водой.
— Тут все выходят с мокрыми ногами. Внутри из-за отражения зеркал воду трудно заметить. Кажется, что у комнаты нет ни конца ни края, — говорит охранник. От двери идет тропинка мокрых следов.
— Не иди, Маша, видишь, какие красивые ступеньки, — говорит Виктория Коваль, 36 лет, дочери. 5-летняя девочка гладит рукой деревянные ступеньки в красно-черных блестящих сперматозоидах. Рельефный рисунок сделала индийская художница Барти Кхер.
— Детям тут интересно, — говорит киевлянка. — Все цветное, хочется потрогать. Дочке больше всего понравилась работа, где на стене можно увидеть себя сзади. Полтора часа здесь ходим, а еще не все разглядели.
Бюджет биеннале — 38 млн грн. Событие поддержал президент.
— В действительности, проект обошелся значительно дороже, — говорит Наталия Заболотная. — Половину обещало компенсировать государство. Остальное пытались найти от спонсоров и меценатов. Удобно ли брать деньги на искусство от президента? Удобно! Предыдущий глава государства их не дал.
"Арсенале" будет длиться до 31 июля. Вход стоит 80 грн. Для детей до 12 лет — свободный.
"Киевские галереи рассчитаны на тупых людей"
Выставку на ручную видеокамеру снимает 44-летняя одесская арт-критик Ута Кильтер. Она в длинном белом льняном платье, волосы коротко стрижены. В кофейне ставит сумку на стол, за которым сидят две женщины пенсионного возраста. Те переглядываются между собой.
— Меня сюда не пускали. Но я проникла, — говорит на русском одесситка и подкуривает сигарету. — Я очень критически настроена к организаторам. Госпожа Заболотная — там просто менталитет домохозяйки. Классическая блондинка! Но интересные работы есть. Потому что то, что предлагают киевские галереи, рассчитанно на тупых людей. Дешевка, которая так и говорит: "Купи меня", — хотя те произведения можно разве что над унитазом повесить. Тут с удовольствием потопала ногами по инсталляции узбека Вячеслава Ахунова. Он на манер голливудской аллеи звезд сделал аллею диктаторов — портреты Че Гевары, Бин Ладена, Обамы, Путина.
Вчера была в арт-центре Пинчука. Видела, кто туда ходит и как все воспринимают. Это ПТУ №12. Большинство приходит просто посмеяться. Считают хорошим тоном посмотреть выставку, а потом о ней поговорить. А здесь есть люди, заинтересованные в искусстве. Сегодня общалась с швейцарцами, голландцами, ирландцами. Хорошо, что для них в Киеве есть место, где они могут собраться и чувствовать себя на достойном уровне.
Комментарии