- Видел рекламу в лифте? Все дыры ею заклеили, а отремонтировать его не могут, - встречает возле лифта 12-этажки на ул. Краснодарской, 138 харьковчанка 65-летняя Анна Скебенко. 27 января она отправила письмо премьер-министру Николаю Азарову, в котором вернула 11 грн, - на такую сумму правительство повысило ей пенсию.
В письме написала: "Уважаемые депутаты, хочу передать Вам это письмо, чтобы Вы сообщили на сессии, какую пенсию повысил Азаров мне за четыре раза: июль 2012 г. добавили 1 грн 14 коп. Октябрь 2012 г. добавили 2 грн 28 коп. Декабрь 2012 г. добавили 5 грн. 32 коп. Январь 2013 г. добавили 1 грн 90 коп.
- Сейчас моя пенсия составляет 1133 грн 33 коп., и это потому, что я проработала 39 лет водителем трамвая, - продолжает Анна Скебенко. - Сейчас делают уравниловку. Скоро будем получать одинаково: кто работал 40 лет и больше и кто не работал ничего или работал где-то в тепле уборщицей. Я его добавку передаю ему - 11 грн. Юлия Тимошенко, когда была премьер-министром, сделала пенсию совсем по-другому. Я хочу, чтобы она стала Президентом Украины. У меня в 2-комнатной квартире висят плакаты Юлии Тимошенко. Прошу всех в гости".
Конверт отдала народному депутату от "Батьківщини" Арсену Авакову. Тот опубликовал письмо в интернете, пообещал зачитать его на сессии Верховной Рады и передать премьеру.
Анна Трофимовна живет сама в квартире в самом большом харьковском спальном микрорайоне Салтовка. Напротив ее дома - частный сектор, из окон видны трубы тракторного завода.
Хозяйка медленно шаркает на кухню и рукой приглашает за собой. Всюду убрано. На столе возле окна - начатая банка сгущенки и тарелка с конфетами "Рачки". Двери залеплены плакатом, на котором Юлия Тимошенко с белым тигром. По углам пластиковые папоротник, пальмы и лилии - остались с похорон мужа.
- Я разозлилась на Азарова. Ему пусть эта надбавка будет. А своей доплатой пусть со мной поделится. В конверт положила десятку и одну гривну, - растягивает слова. Невысокого роста, губы накрашены яркой помадой, ресницы подкрашены тушью. На левой щеке серое родимое пятно размером с орех. - Мало платят. Я в собесе была дважды, говорю: "Дайте мне тот листочек, где пенсии рассчитывают". "Нет, это моя расшифровка", - сказала начальница. Объяснила, что по гривне ежемесячно будет надбавка за стаж. Обидно: те, кто не работали, получают почти такую же пенсию.
Из холодильника достает половинку черного хлеба, спрашивает, не голоден ли. Когда отказываюсь, кладет назад - между упаковкой яиц и куском колбасы. Наливает чаю, просит не выбрасывать использованный пакетик.
- В кармане сотка осталась до получки. Пенсии хватает на две, максимум три недели. Это если лекарства не надо покупать. Дальше просто сижу и жду почтальона, - машет рукой. Ногти накрашены розовым лаком. - Езжу на базар к "Країне" (магазин электроники. - "ГПУ"). Там выбираю дешевое. Два раза в месяц кашу какую-то покупаю. Окорочка куриные беру, потому что мяса тоже хочется. На той неделе мандаринки обрезанные по 4 гривны нашла. 250 гривен идет на коммуналку, имею субсидию, - садится напротив.
Из зеленого радиоприемника слышно, как поет Марк Бернес.
- И тревожная черная степь пролегла между нами, - подпевает и всхлипывает Анна Трофимовна. Ее голос начинает дрожать. - Вот любимая моя и мужа песня была. Муж Иван Прокофьевич трактористом был в нашем трамвайном депо. На трамваях тяжело ездить было. Это сейчас руководишь ручкой, а тогда ногами все делала. Была беременна двойней, но из-за тех сквозняков в кабинах так и не могла родить, произошел выкидыш. Муж в 2001 году умер, теперь у меня только сестра и брат родные остались, - выключает радио.
Добавляет, хотела бы познакомиться с Юлией Тимошенко и Юрием Луценко. Считает, их посадили незаконно, потому что Тимошенко дала тепло зимой, когда были проблемы с газом.
- Пару раз ездила к больнице (заключенная экс-премьер Юлия Тимошенко находится в харьковской больнице Укрзалізниці. - "ГПУ"), но там столько охраны, журналистов. К ней не попадешь. Даже Авакова не пускают. Лгут, что люди за деньги там стоят. Я поеду на суд (12 февраля запланировано судебное заседание по газовому делу Тимошенко. - "ГПУ") без денег. Этоо власть распускает ложь. За Юлией я пошла бы и в огонь и в воду.
В комнате начинает что-то скрипеть, как будто музыка из неисправных колонок.
- Это настенные часы, первый раз все пугаются, - объясняет хозяйка. - Купила за 70 гривен у индуса на базаре. Он уцепился: купи, купи. Я и взяла.
В комнате - диван, застеленный цветастым покрывалом, полированный шкаф. На нем несколько черно-белых фото. На одной - широкоскулый мужчина с суровым взглядом смотрит на портрет Тимошенко на стене. Анна Трофимовна включает новости.
- Я сериалов не люблю. Новости - вот хорошо, надо быть в курсе, - широко улыбается, видно два золотых зуба. - Люди у нас дураки, которые голосуют за Партию регионов. Там одни бандюки, своих сыновей поделали депутатами, хотя неучи страшные, - садится на диван, забрасывает ногу на ногу. - Я думала, оппозиция больше возьмет, все-таки там три партии. А оно нет - опять за гречку люди голосовали. На следующие выборы оппозиции надо объединиться, потому что если не будет президентом женщина, то мы будем в пропасти. Нам нужна женщина, тогда начнет Украина процветать.
Комментарии
2