— Когда ехал сюда, за мной следили работники милиции. Накануне видел девушку, тоже из этого подразделения. Они очень непрофессиональны. В таком подразделении я работал лет 15, — говорит 55-летний Николай Каплий, генерал милиции, бывший начальник управления МВД в Черкасской области. — Знаю на 700 процентов, что меня прослушивают. Каждый раз передаю им привет. Говорю: ребята, лучше примените свои спецсредства для борьбы с преступниками.
Слежку Каплий заметил после 6 февраля. Тогда сделал публичное заявление, что дает милиции и власти "три дня, чтобы снизили напряжение в области". Считает, что 23 января помещение Черкасской облгосадминистрации захватили не митингующие, а люди в штатском.
— На прошлой неделе пытался поговорить об этом с Липандиным (Владимир Липандин — руководитель УМВД Черкасчины. — "ГПУ"). Спецназначенцев привезли в город для провокаций. Я знаю, где они базировались. Липандин говорит: а я вам свой телефон не давал. Вот уровень этики в общении между коллегами. Ну, я ему тоже немягко ответил. Хотел договориться, что больше такого не повторится. У меня были благие намерения. Ну, не вышло.
Николай Васильевич крепкого телосложения, ростом 1,8 м. Лица выбрито. Без шапки, в черной тонкой спортивной куртке. Снимает ее, кладет на стул в кабинете. Остается в темном шерстяном свитере "в шахматку" и черных брюках с наглаженными стрелками. Садится у окна.
— Еще задолго до штурма в обладминистрацию привезли около 30 мужчин в гражданском. Они были вооружены палками, которых нет в Черкассах, газовыми баллончиками. Имели шлемы. Их там кормили, даже водка была. Эти люди заняли первый-третий этажи. Липандин проводил инструктаж для милиционеров. Говорил, что нужно действовать жестко, чтобы показать пример остальной Украине. Это они инсценировали штурм обладминистрации. Его начали изнутри. Громили оргтехнику, окна закрывали столами. С улицы провокаторы начали закидывать в окна коктейли Молотова. Когда убежали, милиция зверски избила обычных людей. Большинство ловили на улицах.
После этих заявлений вам угрожали?
— На такие вопросы я отвечаю одновременно и в шутку, и всерьез. В течение десятков лет имею привычку — у кровати ставлю автомат. Причем зарегистрированный. Если кто-то начнет действовать и, не дай бог, переступит границу моего двора, буду стрелять, — поддергивает рукава свитера.
Знаете, какие настроения в СБУ и МВД?
— В СБУ политическую ситуацию отслеживают, но не вмешиваются. В милиции и раньше в службе борьбы с экономической преступностью была непростая обстановка. Их вынуждают искать информацию о лидерах оппозиции и тех, кто поддерживает их. Но умный опер всегда может выполнить работу так, чтобы не навредить.
Самое беспредельное спецподразделение — "Беркут". Еще три года назад "беркутовцы" не были такими озверевшими. Опер, пэпээсник, гаишник должны общаться с людьми, потому более человечны. А "Беркут" варится в своем соку. Изо дня в день лишь бесконечные тренировки. "Беркутовцам" среднего звена платят вдвое больше, чем офицерам-операм. Власть их просто купила. После моего заявления на территорию одной из военных частей возле Черкасс прибыли три автобуса из "беркутовцами" из регионов. Где-то 90 человек. Руководители области дают команду в район: обеспечивать их тушенкой, бутербродами, водой. Милиционеры жалуются, что им надоело кормить чужую "беркутню".
Вы сказали, что 40 процентов милиционеров готовы перейти на сторону народа. Что имели в виду?
— Большинство в милиции — порядочные люди. Не пойдут против народа, — показывает, будто держит автомат. — А в нужный момент перейдут на сторону людей.
Что говорят о ситуации в городе работники облгосадминистрации, местные депутаты?
— Служащие в ОГА возмущаются: сидим за баррикадами и ждем, пока в обеденный перерыв нас выпустят. Их свои же, изнутри, не выпускают на улицу. А депутатский корпус, кроме оппозиции — и то не всей — фактически ни на что не влияет. К сожалению, там много бесхребетных людей. Как им сказали, так и будут голосовать. Кто-то боится, кого-то взяли на "крючок". А кто-то, может, и убежденный.
Власть создает собственные "отряды обороны"?
— О "добкинских" не знаю. А отряды титушек организовали по вертикали, начиная с Киева, еще пару лет назад. Уже тогда на акциях оппозиции эти ребята стояли с вот такими древками от флагов, — показывает диаметр 5 см. — Я подходил к милиционерам, которыми когда-то руководил. Разговаривал с заместителем начальника УМВД Иващенко и заместителем начальника Сосновского райотдела Погасием. Говорю: ребята, народ пришел послушать лидеров оппозиции. Сейчас эти ворвутся, и будет вот такое, — перемешивает руками. — Пойдите, проведите с ними работу. Пусть сюда не лезут. Послушали, согласились. А потом сделали им коридор и запустили в толпу.
Много черкасских майдановцев в СИЗО?
— Часть выпустили под домашний арест, часть лежит в больнице. А 17 до сих пор в СИЗО (12 февраля 12 из них суд выпустил под домашний арест. — "ГПУ"). Такого беспредела еще не было. В городе на 300 тысяч населения около 60 задержанных! Это рекорд на всю Украину.
Забирает со стола блокнот. Говорит, сегодня у него еще несколько встреч. К машине на улице Шевченко идет пешком. Объясняет, что поставил ее подальше, во дворе многоэтажек. 12 января вечером, когда номер готовился к печати, Николай Каплий узнал, что к нему едут вручать повестку.
— Я через дежурную часть набрал Липандина. Мне сказали, что он на месте. Соединили с приемной, но никто не отвечал. Тогда я позвонил главе областного совета Черняку и Прокопенко, советнику губернатора Тулуба, они тоже не ответили. Но, наверно, так Богом послано, что было запланировано телефонное интервью с Эспрессо.TV. Я действительно в тот момент был на улице с автоматом. Я не блефую. Рассказал им, что едут ко мне вручать повестку. Говорю, кто хоть на шаг переступит мою территорию, буду стрелять. У студии как раз был народный депутат Виктор Чумак. Это тоже генерал, правда, армейский. Он меня успокоил: "Я сейчас звоню заместителю министра МВД Дубовику, и мы все устроим. Не воюйте". Я согласился. После мне сообщили, что была дана команда всех отозвать. Я всю ночь проспал с автоматом. Нынешней братии верить нельзя. Поэтому я на данный момент наготове, — говорит Николай Каплий.
Младшему сыну 6 лет. Старший — подполковник
До службы в армии Николай Каплий был пионервожатым в с. Гусаково Звенигородского района Черкасчины. В милиции работал 30 лет. С 2005 года по 2007-й возглавлял управление внутренних дел. Потом год исполнял обязанности начальника СБУ Черкасчины. 2008–2009 — работал в МВД первым заместителем начальника Государственной службы охраны.
— По субботам я хожу на базар по сало. Там нередко подходят бывшие преступники. Когда я работал, они сидели в тюрьме. Подают мне руку, хотя могли бы ненавидеть. Когда руководил подразделением по борьбе с бандитизмом, попался парнишка из рекетирской банды "Торпеда". Смотрю — нормальный парень. Начал воспитывать его: куда ты влез, зачем тебе это. До сих пор благодарит, что спас от глупостей.
Моему младшему сыну 6 лет. Старший — уже подполковник. Люблю охотиться, рыбачить. Все мясные блюда дома готовлю только я. Никому не доверяю мясо на гриле, жаркое и студень.















Комментарии