Ексклюзивы
вторник, 28 февраля 2017 00:45

"О возрасте не спрашивали. Но боюсь теперь идти оформляться официально"

— В 35 лет решила менять профессию. Работала учителем математики. Осталась одна с ребенком, денег не хватало. Попробовала устроиться менеджером в косметическую фирму. Отказали — берут только женщин до 30 лет. Мол, у старших не будут покупать косметику, — говорит киевлянка 56-летняя Инна Литвиненко.

— Пошла на бухгалтерские курсы. Знакомый позвал работать к себе на фирму. Там проработала 10 лет. В 45 лет пришлось искать новую работу, потому что фирма закрылась. Перед одним из собеседований секретарь руководителя сказала: "У вас нет шансов. В нашу компанию не берут людей старше 40". Я решила, что не буду стесняться своего возраста. Когда общалась с работодателем, назвала честно, сколько мне лет. Рассказала об опыте. Через несколько дней позвонили из той фирмы и пригласили работать.

— Два месяца ищу работу. Удивился, когда на мое резюме начали приходить отказы, — рассказывает столичный журналист 47-летний Юрий Дегтяренко. — Работодатели писали, что не подхожу и у них будет вакансии для меня. Просили не беспокоить. Дал почитать резюме коллеге. Она сказала убрать возраст, семейный статус, больше расписать преимущества. Журналистом работаю 24 года. Знаю иностранные языки, никогда не был безработным. С последней работы ушел сам. Захотелось что-то изменить в жизни. До этого трижды менял работу, но ни разу не получал отказов. Новое место находил максимум через две недели. Когда обновил резюме, пригласили на собеседование. О возрасте не спрашивали. Но боюсь теперь идти оформляться официально.

Один из главных критериев при приеме на работу — возраст. Работодатели не всегда оценивают работников только по профессиональным качествам, говорится в исследовании международного кадрового портала "Хедхантер". Больше всего страдают люди предпенсионного возраста и выпускники вузов.

— Не беру на работу людей старше меня, — говорит руководитель тепличного кооператива на Киевщине 44-летний Виктор Дубина. — Несколько лет назад пересаживали розы. Дал работникам одно распоряжение. А бригадир сказал делать иначе. Еще и кричал на работниц, что я молодой и мои распоряжения глупые. В результате фирма потеряла деньги. Работника уволил. Теперь я — самый старший в компании, соответственно и главный.

— За последние пять лет провел полсотни собеседований. Сделал вывод — не связываться с людьми, которым больше 30 лет, — добавляет владелец магазинов одежды в Полтаве 31-летний Олег Яковенко. — Два месяца назад пришла на собеседование 37-летняя женщина. Волосы собраны в хвост, грязные кроссовки. Такой человек не может встречать клиентов. Сказал ей об этом прямо. Где-то каждый пятый претендент выдвигает кучу требований: время на перекуры, кофе, съездить домой на обед или обязательный душ. Один мужчина отозвался на вакансию водителя. Ему где-то под 60, большое пузо. Сказал, что в нашем грузовике неудобное сидение. После этого начал в объявлении четко указывать возраст работников. На меня сейчас работают 30 людей — 18 женщин и 12 мужчин. Старшему — 29. Все позитивные, отправляю их на тренинги по торговле. Планирую открыть онлайн-магазин. Прошу готовиться, учиться. Они все быстро схватывают.

— Беру на работу беременных. Им не могут отказать клиенты. Если уже о товаре спросили, то редко отходят и не покупают, — рассказывает 29-летний Андрей Калынив из Львова. Имеет семь точек на радиорынке.

— Раньше нанимал только мужчин. Они или меньше продавали, или впоследствии открывали свой бизнес. Потом забеременела моя жена. Ушла в декрет за две недели до родов. Говорила, что ей нужно много двигаться. Тогда взял двух беременных на работу. Обеды им покупал. Не ругал, если опаздывали. Они хорошо продавали товар. Сейчас у меня работают шесть женщин в возрасте от 19 до 23 лет. Двое 25-летних мужчин ремонтируют телефоны. Неделю назад купил новую точку. Мне сделали скидку. При условии, что там до пенсии будет работать 50-летняя Оксана Ивановна. Она медленнее других. Не знает, как показать функции смартфонов клиентам. Часто отпрашивается, потому что болеет. Не могу шутить с ней, как с другими. Сам никогда бы не взял на работу людей старше меня. Тогда не буду чувствовать себя шефом.

Ставят ограничение — до 40 лет

— Сложно найти главного инженера на строительство, руководителя производственного или торгового предприятия. Потому что работодатели ставят ограничение — до 40 лет. Специалисты такого уровня редко могут получить необходимый опыт до этого возраста, — говорит 31-летняя Ольга Орос, эксперт по подбору персонала компании "Рекрут Альянс".

— Специалисты за 45 подпадают под возрастную дискриминацию во всех сферах. Работодатели говорят, что такие люди не гибкие, плохо владеют новыми технологиями, имеют совковый подход к работе. Иногда это подтверждается. Но чаще старшие кандидаты имеют более прогрессивное мышление, чем 25-летние.

Неохотно берут на работу младше 23 лет из-за нехватки профессионального и жизненного опыта. Часто молодые люди еще не определились, кем хотят быть. Ищут временную работу и быстрый заработок, не стремятся развиваться. Поэтому компании не хотят вкладывать деньги и время в обучение молодых специалистов.

Возрастные стереотипы не распространяются на специалистов узких отраслей: технологи высшей категории, инженеры, конструкторы, руководители производств в пищевой и легкой промышленности, машиностроении. Здесь работодатели не имеют альтернатив.

Сейчас вы читаете новость «"О возрасте не спрашивали. Но боюсь теперь идти оформляться официально"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть