В понедельник, 2 мая, 77-летняя Елена Мовчановская с двумя сыновьями выходят на огород. Их участок расположен на территории бывшего аэродрома в городе Умань на Черкасщине.
Несколько десятков гектаров поля люди разбили под огороды. Обрабатывают их самовольно. Эту землю власть выделяет под застройку. В центре поля, среди вспаханных клочков, стоит большой деревянный крест - символ нового микрорайона.
Мовчановские имеют 6 соток в одном месте и еще 2 сотки немного дальше. На большем участке сажают картошку. На другом - огурцы, помидоры, морковь, лук.
На улице облачно. Утром моросил дождь.
- На кладбище были все вместе у отца, - говорит по дороге Елена Мовчановская. - А после обеда выгнала ребят на поле, чтобы помогли.
Елена Григорьевна похоронила мужа 22 года тому назад. С детьми выехала в Россию. Вернулись в 2006-ом. В родительском доме живет с младшим сыном 35-летним Аркадием и невесткой Оксаной.40-летний Владислав с семьей перебрались в Черкассы.
Мовчановская в юбке из плащевки, мужском свитере, зеленом платке несет сумку. Аркадий, одетый в спортивный костюм, везет тачку с пятью мешками картофеля. Владислав в джинсах и рубашке несет две лопаты.
— Невестки у меня обе сильно гордые. К огороду никакого дела иметь не хотят, — говорит Елена Григорьевна.
- Ма, да кому оно надо, рассказываешь все, - говорит Аркадий. Насыпают картофель в сетку, дают матери. Начинают копать. Женщина берется за ними набрасывать, не успевает в два ряда. Охает, что тяжело.
- Оно тебе надо эти огороды, - продолжает Аркадий. - Сама еле ходишь, еще и огороды тянешь.
- Надо. Это вам ничего не надо, - отвечает Елена Григорьевна. - Хоть бы одна невестка вышла помогла.
- Мам, Оля больная. Куда я ее тянуть буду? - отвечает Владислав.
Аркадий нервничает:
- А Оксане твоя картошка не нужна. Ей родители из села передадут. Еще и такой как лапти, а не горох, как здесь родит.
- Так могла бы хоть уважить. Если меня не уважает, так хоть мужа. А то мы на огород собираемся, а она спать. Сколько здесь этой картошки, за два часа управимся.
Владислав загоняет заступ в землю. Садится на границе, выкуривает две папиросы. Аркадий с матерью молча продолжают работу. Спустя какое-то время Елена Григорьевна начинает расспрашивать Владислава о жизни в Черкассах.
- Да что - работаем, живем.
- Похудел. Совсем тебя твоя кобылица не кормит.
- Она не кобылица, она жена.
- Так я же ласково.
Пять мешков картофеля заканчиваются за 2 ч. Засадили где-то половину участка.
Недалеко от Мовчановских сажает картошку семья Зайцев.
— Суки, бл...ди, проститутки. Поубивал бы, — ругается 42-летний Александр. - Навкалуюсь, а оно осенью пробежит по огородам - и погреб полный. Чтобы вам дышать не дало.
— Это бывает, как заведется, не остановишь, — бросает в ямки картошку жена 41-летняя Валентина. - На прошлой неделе наркоманы в наш двор залезли, украли два бидона и пять куриц. Муж злился. А пошли на огород, так вспомнил, что осенью урожай украли. Выкопали половину картошки, капусту, помидоры. Я уже его прошу, Саша, не матерись. Разве оно уродит, если сажать с таким матами. Начинать любую работу надо с хороших слов.
Через полчаса оба садятся отдохнуть. Вытягивают 1, 5-литровую бутылку воды и яблоки.
- Я когда работаю, то только яблоки и ем, - говорит Валентина. - Нагибаться тогда не тяжело.
Сергей Харченко, 35 лет, сажает картошку сам. Взял у знакомых сорт Горлица.
- Хотел купить посадочную. А она по 15 гривен килограмм. С ума сойти можно. Азаров говорит, за лопату браться надо. Пусть берется при таких ценах, - высокий и кряжистый Сергей запрягается в плуг, разгребает рядок. Из пластмассового ведра набрасывает картошку. Загребает. - И что самое главное - никому ничего не надо. Государству люди не надо. Да и в семье тоже.
У Сергея - жена и двое детей. Его первая жена умерла. Вторую взял с ребенком.
- Жене говорю - пошли на огород. А она: "У меня муж есть". И так всегда: если что-то делать - у нее муж есть. А у меня жены нет. Все сам - два огорода, родителям помочь, на базар товар вывези. Дома хозяйство, сад, виноград стоит нетронутый.
- Что ты бубнишь? - кричит Сергею сосед по огороду Павел. - Вот уже любитель пожаловаться, - подходит ближе. - Я тоже все сам делаю. Ну и слава Богу, что он мне дает здоровье. Дети говорили, что придут. Отказался, сам справлюсь. Они молодые, пусть живут. Еще достанет им на старости - и огороды, и все.
Мужчины становятся на тропе. Говорят о футболе.
Комментарии
6