До села Чайкино Черниговской области автобус из райцентра Новгород-Северский отправляется в пять утра. Асфальтированная дорога тянется через сосновый лес вперемешку с березовыми рощицами. Проезжаем село Шестаки с деревянными почерневшими от времени домами.
— Несколько лет назад Путин с Кучмой заезжали в Чайкино. Так развалюхи в Шестаках камуфляжной сеткой прикрывали, — насмешливо говорит усатый мужчина, который едет с женой из Чернигова в село на проводы.
В соседнем селе Буда-Воробьевская стоит застава. Придорожная табличка сообщает, что мы въезжаем в пограничную с Россией зону. На въезде в Чайкино камень с надписью "Родина президента Украины Леонида Кучмы".
— На самом деле Л.Д. (так называют в селе Кучму) родился за шесть километров отсюда, в селе Александровка Семеновского района, — рассказали "ГПУ" местные жители.
В Александровке живут двое двоюродных братьев Кучмы по отцовской линии — 70-летний Василий и младший на несколько лет Николай Лобки.
— Отец Леонида Даниловича работал объездчиком в лесничестве, которое было приписано к Чайкинскому сельсовету. Жили они с Параской на границе лесничества, возле села Караси, которое значилось уже за Александровским сельсоветом. Вот потому и говорят, что Леонид родился в Александровке, — рассказала "ГПУ" жена Василия Антонина Афанасьевна, 75 лет.
— После рождения сына Параска жила в Карасях, у отца моего мужа Василия, — продолжает женщина. — Потом купила в Чайкином дом. Леонид пошел тут в семилетку. А потом забрал маму к себе в Днепропетровск. Параска к нам часто приезжала, любила понянчить нашего сына Юру. На семейном совете решили похоронить Параску Трофимовну в Александровке. Тут похоронен и родной брат Леонида Данииловича Александр, который умер в 46 лет. (В своей книжке Л.Д. Кучма называет брата Алексеем и указывает, что тот умер в 56 лет. — "ГПУ"). Кучма тогда был на Байконуре и не смог приехать на похороны. Были только его жена Людмила и дочка Леночка. Леонид приезжал уже на 40 дней.
Четыре года назад в селе возвели так называемую виллу Кучмы. Когда экс-президент приезжает в село, останавливается в этом доме.
На следующий день по окончании строительства Леонид Даниилович позвал крестьян "на чай". Рассказывают, что президент вышел к столу и спросил одну из женщин: "Сколько у тебя детей?". "Пятеро", — ответила та. Тогда президент вынес из дома 10 тысяч долларов и отдал ей. Еще и пообещал: если родит шестого, даст еще столько же.
Рассказывают, что к Кучме подошла одна из его одноклассниц. "Леня, а мне?" — вроде бы попросила.
Поговаривают, президент вытянул из кармана несколько сотен долларов и положил ей сверху на грудь.
На "виллу Кучмы" "ГПУ" попасть не удалось. Гувернантка Валентина позволила только сфотографировать поместье. Говорят, там не меньше восьми спален. Каждая имеет по санузлу с ванной. Во всех комнатах есть телевизоры с большим плазменным экраном. Наибольшая комната — у жены Людмилы Николаевны. В спальне Леонида Данииловича пол застелен медвежьей шкурой. Есть помещение для чаепития и игры в шахматы, сауна и российская баня. На первом этаже большой бассейн и библиотека не меньше чем на 20 тыс. томов. Местным школьникам позволяют там брать книжки.
В спальне Леонида Данииловича пол застелен медвежьей шкурой
За несколько километров от Чайкино, в селе Караси, Кучма имеет еще деревянный летний дом. Рядом — дача нардепа от Партии регионов Татьяны Засухи, тоже деревянная. Но местные утверждают, что Засуха любит останавливаться на "вилле Кучмы". У нее там есть своя комната.
— Мне Татьяна Владимировна Засуха тоже три года назад дала 500 долларов на лечение ребенка, — говорит Людмила Черняк, жительница соседнего села Александровка. В Чайкино она приехала в воскресенье в церковь. — У меня дочка Яночка больна ДЦП. А Даниилович в этом году выделил путевку в Трускавец. Я очень им благодарна.
Женщина говорит, что сама воспитывает троих детей. Ее муж несколько лет назад повесился.
В начале 2000-х нардеп Татьяна Засуха открыла в Чайкино агрофирму имени Шевченко.
За два срока президентства Кучмы "головиха" — так называют в селе Татьяну Владимировну — построила детсад, школу, где учатся почти 100 учеников, церковь и здание для сельсовета.
Для специалистов возвела восемь еврокоттеджей. Еще у агрофирмы в селе на улице Кучмы был двухэтажный дом на 24 квартиры.
— Когда въезжали, так квартиры были как куколки, с водонагревающими колонками и импортными люстрами. А теперь все разваливается, — вздыхает 34-летняя учительница Татьяна Дубина.
В прошлом году жители дома захотели приватизировать квартиры, но Засуха не одобрила их намерений. Как-то пришла в кабинет председателя сельсовета вместе с Леонидом Кучмой.
Вынес из дома 10 тысяч долларов и отдал ей
— Он ее успокаивал, сказал, что нельзя выгонять людей на улицу, — вспоминает председатель сельсовета Людмила Стуканова.
Директор агрофирмы Ольга Липская, 36 лет, объясняет "ГПУ":
— Мы дали квартиру в этом доме семье Каленченко. Муж должен был работать зоотехником, а жена — селекционером. Они три месяца проработали и ушли, — говорит. — А квартиру хотят оставить себе.
Жители Чайкино делятся на "засухинских" и "кучмистов". В селе есть колбасный завод. Те, кого не устраивают порядки на агрофирме, идут работать туда. В прошлом году в селе проходили выборы сельского председателя. Конкуренткой Стукановой на них была директор агрофирмы. За нее проголосовало 60, а за нынешнюю голову сельсовета — 400 крестьян.
На днях сессия сельсовета дала разрешение приватизировать квартиры в "засухинском" доме.
Любовь Коток живет в Чайкино 12 лет. Она заняла старый дом, в котором раньше был сельсовет. Люба — беженка из Грозного.
Приехала женщина сюда с матерью, дочкой и сестрой. Мать уже умерла, дочка вышла замуж в Черкассы, а сестра вернулась в Россию.
Дом Любви дали в селе бесплатно. Но он старый, валится. Пол в детской комнате сгнил, крыша дырявая. В Грозном женщина была парикмахершей, а теперь работает скотницей в агрофирме.
— Здоровье потеряла, — плачет, — 60 коров за ночь мыла — хвосты и бока. Если видят, что животные грязные, штрафуют на треть зарплаты. Из 300 гривен сто забирали.
Дочка зовет Любу в Черкассы. Женщина говорит, что, наверное, поедет.
Комментарии
1