Ексклюзивы
вторник, 13 ноября 2018 07:00

"На Тайване было жарко и влажно. Моя скрипка перестала звучать"

 

— Первое, что сделал отец, когда я родился, — посмотрел на мои мизинцы, — говорит скрипач, композитор 30-летний Александр Пильчен. Во Львовском органном зале выступил с двумя концертами. — Пальцы были достаточно длинными. Считают, что люди с короткими мизинцами не могут достичь мастерства в игре на скрипке. Но это не так.

Как вы стали музыкантом?

— Моя музыка началась в 5 лет. Отец — хормейстер. Мама — преподаватель игры на скрипке. Я начал с фортепиано. 7-летним меня отдали в специализированную музыкальную школу в Одессе. Играл по 4–5 часов в день. Когда выходило плохо — 6–7. Потом взялся за скрипку. А в 11 лет увлекся гитарой. Пошел в обычную музыкальную школу, потому что в специализированной гитары не было. Первое, что сказал мне учитель, — отрастить ногти, чтобы было проще перебирать струны. Из-за этого возникли проблемы с игрой на фортепиано: там ногти должны быть короткие.

Только в 19 понял, что люблю скрипку. Поступил в Московскую консерваторию. Закончил факультет исторического и современного исполнения. Продолжил учиться в консерватории университета Тромсе в Норвегии. Живу в Германии, совершенствую мастерство в консерватории города Троссинген.

К музыке нужно иметь умение или каждый может развить мастерство?

— Есть понятие абсолютного слуха. Это способность узнавать и воспроизводить высоту любого звука. Но есть и другое измерение таланта — это техника. Например, сыграть "Каприс" Паганини без единого фальшивого звука. Этому можно научиться, как и писать музыку. Талант — это понятие времени и усилий.

В конечном итоге, если не удается играть Шуберта, попробуйте себя в другом направлении, в этнической или современной музыке.

Чем отличаются подходы к учебе в странах, где вы получали образование?

— В Московской консерватории сразу оценивают твою игру — это хорошо, это плохо. Так и в Украине. В Норвегии никто так не скажет о твоем творчестве. Каждый занимается тем, чем хочет. Поэтому многие студенты в Тромсе играют действительно плохо. Но там развиваются и мощные музыканты.

Захотел последний экзамен сыграть на барокковой скрипке. Хоть это не был мой основной предмет. Мне позволили. А в Москве с этим всегда были проблемы.

В Германии учусь как барокковый скрипач. В этой стране если не находишь куратора в своем университете, можешь найти в другом. Когда менял преподавателя в Москве, на меня обижались, злились.

А чем отличается барокковая скрипка от обычной?

— В XIX веке больше людей начали интересоваться культурой. Концертные залы были переполнены. Приходилось менять и инструменты. Скрипки открывали, меняли шейки, пружины, заменяли жильные струны на металлических. Инструменты становились громче. Барокковые скрипки — значительно более тихие. Звук у них мягче.

В наше время оригинальных барокковых скрипок осталось мало.

Правда ли, что музыканты, которые овладели скрипкой, с легкостью могут играть на любых инструментах?

— Странное утверждение. Я играю на скрипке, немного на фортепиано и гитаре. Конечно, я знаю нотную грамоту, понимаю, как работают законы в музыке. Но не смогу сесть и сыграть на других инструментах.

В школе в Одессе были такие стереотипы, что духовики — худшие музыканты, чем пианисты или скрипачи. Этот бред могу объяснить историческими обстоятельствами. 20 лет назад в Украине школа духовиков была не такая сильная, как скрипачей или пианистов. Но время не стоит на месте. У музыкантов сейчас есть возможности поучиться за рубежом.

Какое значение имеет инструмент для успеха музыканта?

— Скрипку, на которой исполнял барокковый концерт во Львовском органном зале, одолжил. У меня их семь. Первая была из немецкой фабрики. Родители нашли ее в комиссионном магазине Одессы. С помощью мастеров переделываю ее в барокковую. Самую дорогую скрипку купил за 300 долларов. Хоть настоящая ее цена — 10 тысяч долларов. Продавец не понимал ее ценности.

Инструмент важен. Можно блестяще исполнять музыку на самой простой скрипке. Но выиграть конкурс музыкального мастерства — не выйдет.

У меня нет стремления иметь дорогой инструмент в коллекции. Деньги скорее использовал бы на какую-то презентацию своего искусства. Но если бы в моем расписании завтра был сольный концерт в Карнеги-холле (концертный зал в Нью-Йорке, в котором исполняют академическую и популярную музыку. Включает три зала, общая вместимость — 2804 места. — ГПУ), задумался бы, где взять хорошую скрипку.

Уроженец Одессы Давид Ойстрах играл на скрипке итальянца Антонио Страдивари — уникальном инструменте одного из лучших мастеров XVII века. Ее подарила королева Бельгии Елизавета. В музыкальных кругах говорят, что та скрипка стоит больше 700 тысяч долларов. Музыкант получил ее после победы на Международном конкурсе скрипачей Эжена Изаи в Бельгии в 1937 году.

Сколько времени нужно привыкать к новой скрипке?

— У меня на это идет неделя. Некоторые музыканты тратят месяцы. Бывали случаи, когда скрипачи готовились к мировым конкурсам, одалживали хорошие инструменты, но из-за нехватки времени их выступления были провальными.

Инструменты реагируют на погоду. Несколько лет назад имел концерт на Тайване. Было жарко и влажно. Моя скрипка перестала звучать. Купил специальную капсулу, которую окунул в воду, а затем поставил на несколько часов в инструмент. Скрипка начала дышать.

3 года — в таком возрасте можно начинать заниматься музыкой. "Если родители хотят, чтобы ребенок играл Баха, Моцарта, Бетховена — браться нужно с детских лет. Развивать технику и музыкальный слух. Я начинал в пять, и это поздно", — говорит музыкант Александр Пильчен.

В концерте принимали участие 11 музыкантов

Александр Пильчен родился в Одессе. В 14 лет семья переехала в Москву. Закончил Московскую государственную консерваторию им. Петра Чайковского. Живет и учится в Германии.

Во Львовском органном зале в конце октября совместно с Ukrainian Festival Orchestra презентовал две программы: концерт для барокковой скрипки и концерт для ансамбля, публики и телеграмм-бота.

— Два века назад плохого музыканта закидывали яйцами или помидорами. Теперь зритель может разве что уйти с концерта. Нет взаимодействия с артистом. Я решил подготовить выступление, в котором зрители могут выражать пожелания к игре в мобильном приложении "Телеграмм", — говорит Пильчен.

— В концерте принимали участие 11 музыкантов. Для каждого я написал по фрагменту. Зрители через телефоны могли выбирать музыканта и фрагмент, который хотели услышать. Руководству Органного зала так и говорил: "Все сидят в телефонах. Так почему бы нам это не использовать?"

Мероприятие не принесло прибыли. Но дало возможность слушателям приобщиться к искусству.

— Для концерта барокковой музыки при участии Александра Пильчена одолжили несколько инструментов. Скрипки должны были быть с жильными струнами, которые изготовляли из сухожилий коров и коней, смычки — из конского хвоста. Такие имеют более глубокий звук, — рассказывает заместитель директора Львовского органного зала 27-летний Тарас Демко.

Музыканты в течение недели проводили репетиции дважды на день. Кроме инструментов, использовали шифер, пластиковые трубы, куски металла, дерево.

— С их помощью имитировали звуки грома, капель дождя, — говорит Демко.

Сейчас вы читаете новость «"На Тайване было жарко и влажно. Моя скрипка перестала звучать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть