— По всем правилам я женился два года назад. Невеста Лиля хоть и еврейка, никогда в жизни в синагоге не была. У нее отец — профессор, в институте работал, в семье одни атеисты. А я сказал — хочу, чтобы все было правильно, — говорит одессит Анатолий Поливанов, 30 лет.
Он пришел посмотреть на еврейскую свадьбу. Она состоялась во Львове в воскресенье на фестивале клезмерской музыки. Клезмеры — это еврейские народные музыканты.
Вокруг фонтана "Нептун" на площади Рынок собираются несколько сотен людей. Осматривают молодых Лею и Ицхака. В действительности это Анжела и Руслан.
Свадебное шествие идет до ул. Древнееврейской. Когда-то здесь действовали две синагоги, школа. На веревках над дорогой развесили куски ткани и белье. В толпе идут клезмеры. Среди их инструментов — несколько труб, барабан и счеты.
Под домами разложили лотки. Декоративная тарелка со звездой Давида стоит 50 грн. Столько же — подушка с надписью на иврите. За черно-белую карту "Еврейские места Львова" просят 30 грн. Мужчина в серой ермолке продает сертификаты участников фестиваля. Стоит за столиком с вывеской "юрист". Две женщины бросают ему в стеклянную коробку по 20 грн.
— Вот уже евреи, на всем заработают, — смеется 57-летняя Юлия Дмитриева, пряча распечатаную на принтере бумажку в сумочку.
— Эти бумаги подписаны "магистр Васинберг". Это типа ваша фамилия? — переспрашивает "юриста" подруга Юлии.
— Мой предшественник, который стоял здесь в прошлом году, имеет фамилию Васин. Но сегодня он не может исполнять эти обязанности, потому что является отцом невесты, — объясняет тот.
Четверо евреев в шляпах и ермолках выносят на палках хупу — белое полотно. Молодые становятся под ним. Девушки ходят вокруг с зажженными свечами. Раввин зачитывает ктубу — свадебный контракт. Евреи начали заключать их первыми.
— Приданое, которое панна Лея принесла ему из родительского дома, составило сумму 200 злотых. Это принял Ицхак, сын Наума, и прибавил от себя такую же сумму. Так что всего в наличии есть 400 злотых, — читает раввин.
— Раньше молодых не спрашивали, хотят ли жениться — все решали родители, — говорит 63-летняя Адель Дианова из благотворительного фонда "Хесед-Арье". — На знакомство давали пять дней. В свадебном контракте часто прописывали, через сколько времени жена обязывается родить ребенка. Если этого не случилось, раввин мог позволить развод. После основного обряда должно было быть угощение. На еврейской свадьбе не менее 18 блюд. Все — кошерные. Евреям нельзя употреблять в одну трапезу мясные и молочные блюда, есть свинину, зайчатину, мясо хищных животных и птиц, рыбу без чешуи. Все блюда подают в посуде, из которой не ел никто, кроме евреев.
Комментарии
1