22 января исполнится полгода со дня смерти актера и художественного руководителя столичного театра им. Франко Богдана Ступки. Он умер в клинике "Феофания" от сердечного приступа. До 71-летия не дожил пять недель. Родившись со своей матерью в один день, 27 августа, хотел, как и она, умереть 23 июля. Но его не стало на день раньше.
- После смерти Богдана Сильвестровича его вдову ни разу здесь не видел, - пенсионер 65-летний Аркадий Степанович поднимается по скользкой лестнице к медицинской амбулатории №1, расположенной в первом подъезде дома на ул. Марии Заньковецкой, 3. В квартире №10 Богдан Сильвестрович жил с женой Ларисой Семеновной. - Но под домом часто стоит его "ауди". Ездит на ней какой-то молодой человек. Догадываюсь, что это их внук Дмитрий. Самого Богдана Сильвестровича до смерти часто здесь видел. Он же в театре работал, каждый день в 11 утра выходил из дома.
На входных дверях кодовый замок. Аркадий Степанович нажимает 002. Стены подъезда окрашены в розовое. Есть лифт. Амбулатория занимает правое крыло.
- Да я Ступку так ни разу и не видела, потому что недавно здесь работаю, - медсестра с седыми короткими волосами в ординаторской заливает кипятком пакетик чая. - Но девушки рассказывали, что не раз здесь его встречали. Одна за ним прямо умирала. Попросила у него автограф, так он еще и руку поцеловал.
Квартира Богдана Сильвестровича на четвертом этаже. Перед входными дверями, обитыми бежевым дерматином, лежит черный резиновый коврик. С правой стороны стоит керамическая фигурка гнома. Трижды звоню в квартиру Ступок. Никто не отворяет. Из соседних квартир тоже никто не появляется.
- Я бы на вашем месте и не надеялась, что вам откроют, - из офиса Киевэнерго на втором этаже выходит полная немолодая женщина. - Знаете, какие они крутые. Раз спросила: "А у вас билетика лишнего нет? Так в театр хочется, а пенсии не хватает". Он на меня посмотрел и сказал: "Так вы бы лучше к нам работать приходили, тогда бы имели право на бесплатные билеты. А так - с какой стати?"
В дом заходит почтальонша с большой сумкой через плечо.
- Я раньше Богдану Сильвестровичу по 10 писем в день приносила, - рассказывает. - Писали и по работе из других театров, и поклонницы. А это сегодня его сыну Остапу кто-то прислал новогоднюю открытку. Он здесь уже давно не живет.
Именем Ступки назовут улицу и сквер
- В театре Франко сейчас готовят премьеру "Чайки" по Чехову. Богдан Ступка загорелся сыграть роль Сорина. Репетировал до последнего, даже в больнице "Феофания", - рассказывает театральный критик Олег Вергелис, 45 лет. - Министр культуры сказал, что к годовщине в Киеве будет сквер имени Ступки, улица. Возможно, даже запустят театральный фестиваль.
- Большинство "франковцев" еще будут благодарны, что к ним после Ступки художественным руководителем пришел Станислав Мойсеев, а не кто-то другой. Моисеев - толерантный, чувствительный, человечный, - говорит актер 63-летний Александр Быструшкин, который в 1970-1993 годах работал в театре им. Франко.
- У Моисеева в голове - общие интересы театра, у Богдана были определены свои интересы, личные : играет ли Остапчик главную роль, что Дмитрик играет.
Ступка был явлением со своими плюсами и минусами. Но идеал из него нельзя лепить. Он когда-то пришел к режиссеру и сказал: "Снимите Быструшкина с роли в "Украденном счастье" и поставьте моего Остапчика". Потому что театр вез этот спектакль в Австрию! И меня, который с премьеры играл эту роль, снимают. Я тогда поднялся на собрании: "Я со своими сыновьями стану перед поездом, чтобы остановить эту несправедливость, которую вы допускаете". Он промолчал, как умел это делать. Понимал, что неправ.
Комментарии