13 февраля в Киеве попрощались с директором Института философии им. Григория Сковороды Мирославом Поповичем. В начале января ему сделали операцию на сердце. После того перенес несколько микроинсультов. Умер в прошлую субботу на 88-ом году в собственной квартире.
— В последний раз виделась с Мирославом Владимировичем за неделю до смерти, — рассказывает научный работник Института искусствоведения им. Максима Рыльского 62-летняя Галина Бондаренко в помещении Академии наук Украины на ул. Владимирской в Киеве. Здесь прощаются с Поповичем. — После операции он лежал дома. До последнего пытался быть активным. Хоть не ходил, но начинал подтягиваться руками на перекладине. Раньше он каждое утро делал зарядку и выходил на прогулку. Был жаворонком — просыпался слишком рано и брался за работу.
Мирослав Владимирович имел квартиру в "хрущевке". Время от времени принимал у себя переселенцев с Донбасса и дочкиных подружек с разбитым сердцем. Как-то я посоветовала ему мастера по ремонту. После разговора с Мирославом Владимировичем мастер сквозь слезы мне говорил: "Это такие хорошие люди. Досадно, что должен брать с них деньги. Но без этого никак — не буду иметь за что жить".
Гроб стоит в конференц-зале на втором этаже. Возле него на стуле сидит жена Мирослава Поповича, этнограф 76-летняя Лидия Артюх. Из-под черного платка видно седые волосы. Женщину обнимают дочка, искусствовед Алина Артюх и внучка, пианистка Белла Бауман.
— Знал Мирослава больше полувека, — говорит поэт Иван Драч, 81 год. — Могли с ним говорить обо всем: от эротики до философии. Часто спорили у него на кухне, когда ели борщ.
В зале играет мелодия молитвы "Аве, Мария". Перед гробом на бархатных подушках лежат награды Мирослава Поповича — ордена "За интеллектуальную отвагу" и князя Ярослава Мудрого. За ним — сине-желтый флаг с черной траурной лентой.
— Во время Революции достоинства представлял Мирослава Поповича перед выходом на сцену, — говорит министр культуры 45-летний Евгений Нищук. — В те бурные времена его приход придавал сил и веры в то, что мы идем правильным путем. Мирослав Владимирович делал все твердо и взвешенно. Никогда не сомневался и не горячился.
В 12:00 в зале собираются несколько сотен людей. Чтобы попрощаться с Мирославом Поповичем, становятся в очередь. Она тянется от входных дверей. Люди держат в руках розы и гвоздики.
— Больше всего запомнились блестящие лекции Мирослава Владимировича о Григории Сковороде, — рассказывает аспирантка Института философии Радислава Чекмишева, 28 лет. Одета в черное платье. Ее глаза красны от слез. — Он был мудрый преподаватель. К каждому находил особенный подход. Советовал каждое решение взвешивать трижды.
В зал заходят президент 52-летний Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман, 40 лет. Кладут возле гроба букеты красных роз. Петр Алексеевич подходит к родственникам Поповича. Жмет руки, говорит слова сочувствия.
— В известной мере пан Мирослав был и моим учителем, — говорит впоследствии. — Он очень переживал за Украину, давал дельные советы. Это была чрезвычайно сильная поддержка.
— В последний раз встретились с Мирославом Владимировичем в конце прошлого года, — говорит писательница 57-летняя Оксана Забужко. Держит букет желтых хризантем. — Видно было, что он сдал и резко постарел. Кто-то ухватил меня за руку и потянул к Мирославу Владимировичу, чтобы фотографироваться с ним. Он дисциплинированно и покорно встал. Это было щемяще и пронзительно. Вышло, что это стало прощанием.
Шестеро мужчин выносят гроб на улицу и ставят в черный катафалк. Везут на Байково кладбище. Мирослава Поповича похоронили на 33-м участке. Там покоятся актер Леонид Быков и художник Сергей Якутович.
Любил галушки с салом и луком
Два года философ Мирослав Попович вел кулинарную передачу на канале "1+1". Компанию ему составляли писатели, художники и дипломаты. У плиты говорили о культуре, философии и политике.
— Мои любимые блюда — борщ и галушки с салом и луком. Готовлю их по классическому рецепту, — говорил Мирослав Попович. — Иногда импровизирую на кухне. Во время одного из таких экспериментов придумал новое блюдо из курицы. Мясо нужно немного отбить деревянным молотком. Потом нарезать узкой лапшой. Посыпать перцем и толченым чесноком. На сковороде поджарить лучка, добавить сметану, томатную пасту. Когда закипит, выложить обкатанное в муке мясо и жарить до готовности. Это блюдо расхваливают все, кто его пробовал. Друзья часто просят приготовить, когда собираются ко мне в гости.
Пять цитат Мирослава Поповича
Человек проходит много рождений. И это абсолютно прозаично. Когда-то тебя всколыхнет какое-то явление, которое ты увидишь или в котором примешь участие, — и ты поймешь, что жил неправильно. Этого бояться не нужно, такое бывает со всеми.
Бывают целые эпохи, когда добро становится "заразным". Мне кажется, что мы живем в такое время. Сейчас есть все условия, чтобы люди рождались не только биологически, но и социально, чтобы они имели на себе "печать Божью". И именно это так поражает иностранцев — они себе представить не могут, чтобы так бороться за европейские ценности.
Нынешняя война — война принципов. Дело не в языке и даже не в независимости. В этой войне мы боремся за то, чтобы построить общество с человеческим лицом.
Каждый человек должен знать, при каких обстоятельствах согласился бы отдать жизнь. Речь не о детях или внуках, ради которых мы готовы на все. У каждого должны быть другие ценности, за которые он пошел бы на смерть.
Мы часто называем победой и успехом то, что является всего лишь результатом хорошо выполненной работы. Ко мне четкое осознание победы пришло после второго Майдана — когда Янукович убежал из страны. Но вместе с ним появилось ощущение глубокой тревоги. Потому что эпохальный поворот истории не может быть легким.
Комментарии