От города Черновцов до музея-усадьбы актера и режиссера Ивана Мыколайчука в селе Чорторый Кицманского района 39 км. Автобус останавливается около указателя с названием села. До музея идти полчаса.
— Прямо идите и в дом Мыколайчука упретесь, — показывает дорогу женщина, которая пасет корову около одного из домов. — Кто сюда только не приезжает. Были немцы, французы, американцы. Дети из соседних сел специально прибегают, чтобы чернокожих увидеть. Иностранцы щедрые. Как-то мой внук одному немцу дорогу к дому показал. Так он дал ему за это 5 долларов. Деньги до сих пор в серванте лежат, потому что здесь их негде поменять.
20 лет за музеем присматривает 80-летняя Фрозина Грицюк, сестра Ивана Мыколайчука. Она живет за несколько домов отсюда. Сидит на скамейке под навесом, чистит рыбу.
— Муж меня ругает, что дома ничего делать не могу, потому что постоянно экскурсии провожу, — моет руки, сбрасывает передник. — Сначала не хотел, чтобы я музеем занималась, сельский председатель его уговорил. Сказал: "Ну кто же об Иване лучше родной сестры расскажет?". Нас в семье было десятеро. Теперь только половина осталась. Одна сестра живет во Львове, вторая недавно в Италию переехала, брат — в Черновцах. В Чорторые осталась я и брат Юрко.
Подходим к усадьбе. Она деревянная, окна подведены белой краской, завалинка — голубой.
— Дом отстроили в 1991 году, когда из Киева пришел приказ обустроить здесь музей. До того протекал, потому что у мамы не было денег на новую крышу. Ходила к председателю колхоза просить, чтобы соломы выписал. Говорил: "Если бы ваш муж в колхозе работал, то я выписал бы. А он же на железной дороге работает. Пусть ему там помогают". А через несколько лет тот председатель пришел к нам и говорит: "Мыколайчучко, то я большую ошибку сделал, что не выписал вам соломы. Потому что теперь пришел приказ строить вам музей".
Туристы каждый день приезжают. Больше всего гостей было в июне, когда праздновали 70-летие со дня рождения Ивана. Тогда в день по шесть-семь экскурсий проводила. Накануне в селе асфальт проложили. Работали ночью 14 июня, за день до юбилея. Так утром, когда официальные делегации приехали, асфальт еще теплый был.
Внутри дом побелен известкой. На деревянном полу — домотканые коврики. Сбоку печь, стоит деревянный стол, еще дальше — диван и колыбель. Под потолком на веревках висят вышиванки. Все полочки заставлены фотографиями Ивана Мыколайчука.
— В Ивана были влюблено полсела девушек. В Чорторые он только с соседской Марусей встречался. Она была лучшей девушкой на все село. Но быть вместе им не судилось. Как Иван поехал в Киев учиться, Маруся его не дождалась — отдалась другому. Теперь она уже старуха стала, немощная. Сама с кровати подняться не может.
В Чорторые Иван учился до четвертого класса. Потом ходил в школу в соседнее село.
— Каждый день проходил по четыре километра. Трудно было зимой, когда все поля заметало. Как-то он едва не заблудился. Мама ужин на стол поставила, а Ивана нет. Отец собрался его искать. Только вышел за ворота — идет Иван. Сказал, что сбился с пути, потому что из-за снега ничего не видел. После того мама в плохую погоде его в школу не пускала.
После восьмого класса поступил в Черновицкое музыкальное училище. Через два года пошел работать в театр им. Кобылянской.
— Пригласил нас на спектакль "Земля". Тогда папа впервые побывал в театре и понял, какую профессию выбрал сын. Сказал: "Я никогда не плакал, а на этом спектакле слез не удержал".
Иван Мыколайчук снялся в 34 фильмах. Был режиссером двух лент. Умер в 1987-м от рака костей.
— Последний раз приезжал в село за полтора года до смерти. Тогда жаловался, что болят ноги. Я ему говорила: "Ты бы поехал подлечился". Но он все отмахивался. За три недели до смерти вызывал моего сына Михаила к себе — хотел что-то рассказать. Потом из Киева пришла телеграмма, что Иван умер. Я бросилась к сыну: "Почему ты ничего не сказал?". Брат велел молчать.
Из окон музея видно белый двухэтажный дом.
— Это Иван перед смертью строил. Второй этаж для себя делал. Говорил: "Пойду на пенсию, буду сидеть писать книжки и сценарии". Но не судилось. Теперь в ней живет брат Юрко.
Комментарии