
- Теперь в моей квартире идеальный порядок. Не хочется, чтобы посетители видели беспорядок, - говорит художник Михаил Алексеенко, 27 лет. В его квартире на Троещине по ул. Закревского, 63, художница 35-летняя Жанна Кадырова открыла свою выставку "Жилмассив". Показывает 160 фотографий окон. Их снимали по всей Украине.
Фотографии окон Жанна напечатала на кубиках из оргстекла размером 6 см. С одной стороны - вид на окно снаружи, с другой - изнутри. Они расставлены в окнах квартиры между занавесками.
- Вышло так разместить кубики, потому что квартира старая и окна здесь двойные, - рассказывает Михаил Алексеенко. Он сидит за столом перед ноутбуком. Тихо играет клубная музыка. - Раньше здесь жила моя бабушка Мария Васильевна. Получила квартиру в 1980-х. До того жила на Подоле. В том районе ей предлагали большую квартиру. Но она говорила: "Мечтаю жить на Троещине. Там новые дома и чистый воздух".
Бабушка умерла в 2009 году. Жилье получил в наследство. После ее смерти ничего не менял. Сделал только косметический ремонт. Превратить квартиру в галерею решил в прошлом году. Троещина - идеально сконструирована, имеет прекрасную систему коммуникаций. Многие жители Троещины никуда не выезжают, потому что здесь есть все необходимое для комфортной жизни. Не хватает лишь художественных акций и культурных событий. Решил свою квартиру выделить под это дело.
С прошлой осени в жилище Михаила состоялись три выставки его друзей-художников.
- Сначала переживал, - продолжает Алексеенко. - Прятал все ценные вещи, чтобы незнакомые люди не украли. Но ничего такого не случилось.
Соседи отнеслись к идее нормально. Приходили на выставки. Одна семья после посещения моей квартиры пригласила к себе. Показали свою коллекцию фарфоровых кукол.
На открытие приходят до пятидесяти человек. Ежедневно имею по трое-четверо посетителей.
В квартиру заходит Жанна Кадырова. В коридоре разувается. Со стаканом воды садится на старый диван в гостиной.
- Когда пришла к Михаилу на одну из выставок, сказала: "У меня есть проект, который идеально сюда впишется", - рассказывает Жанна. - Начала фотографировать окна год тому назад. Тогда имела резиденцию в Норвегии. Жила в небольшом городе с 12-тысячным населением. Работала в мастерской на первом этаже с большим окном вместо стены. Смотрела сквозь него на улицу, а прохожие заглядывали ко мне.
Как-то пошла гулять по городу. Самой стало интересно заглядывать в чужие окна. Заглядывала и снимала их на фотоаппарат. На готовых фотографиях вырезала стекла в окнах. Фото наклеила на свое большое окно. После этого прохожие могли заглянуть в мою мастерскую лишь сквозь щелки на фотографиях. Делало это немного людей. Норвежцы не эмоциональны. Если бы создала такое в Украине, реакция была бы более бурной.
На одной фотографии висят вышитые полотенца на окнах. На второй - перед окном на стуле сидит черный кот.
- Прошлым летом целый месяц ездила по Правобережной Украине, - продолжает Жанна Кадырова. - В селе Новая Бушинка в Винницкой области познакомились с мужчиной. Когда рассказала о своем проекте, сразу пустил в хату. Говорил, он скульптор-самоучка - Людвиг Иванович.
Там пофотографировала много хат со старыми окнами, украшенными вышитыми полотенцами. Одна бабушка рассказывала: "Вышиваю, сколько себя помню. Хотя и слепая, а остановиться не могу".
На Закарпатье в селе Квасы фотографировала окна в старой хате. Зашли внутрь, а в гостиной на столе стоят 12 мисок со студнем. Хозяйка объяснила, ждем гостей. Предлагали поесть борща.
Люди не всегда охотно пускали в дома. Одна бабушка говорила: "Сейчас столько воров и шарлатанов развелось. Боюсь пускать в хату чужих".
На выставке также есть окна из Крыма и оккупированного Донбасса.
- Там окна особенно ничем не отличаются. Тоже возле розетки заряжаются мобильные телефоны, на батареях сохнут носки.
Фотографии окон оттуда мне присылали знакомые. Просила всех присылать фотографии через соцсети.
Комментарии