100-летняя Ксения Добрянская живет в Умани на ул. Ленина, в районе бывшей Рембазы.
— Мама, люди пришли, — зовет из коридора 61-летняя дочка Светлана Федоровна, пока снимаем обувь.
Ксения Николаевна усаживается на стульчике возле стола.
— Нас у папы с мамой были семеро, шесть девочек и сын. Феоктиста родилась в 1893-ом, а после этого было по ребенку каждых два года. А на мне закончили, — женщина сбрасывает с головы старый платок и завязывает розовый. — Мама была бедной сиротой, а папа из зажиточных, имел маленький магазин в том же доме, что и жили. Кроме магазина, два надели земли — на себя и сына, потому что на женщин земли не давали. Папа брал чужие наделы сеять хлеб. Имел молотилку, косилку и много коней. Старшие сестры повыходили замуж, поразъезжались. А мы с братом Сашей остались при родителях. Он семьей обзавелся, я помогала его детей нянчить.
Семью раскулачили в 1917-ом. Вывезли в Вологодскую область России. Женщин с малыми детьми поселили в холодной церкви, мужчин отправили работать на лесоповал.
— У брата была девочка Слава, от голода и холода она умерла. А сторож не позволил похоронить ребенка на кладбище. Так невестка ногти посрывала, а выкопала малюсенькую могилу. Отец умер от голода на лесоповале, — втирает слезы концами платка. — Невестка тоже, а их семь детей отдали по детским домам. Меня к сестре Паше в Енакиево на Донбасс отправили. Ее муж был революционер, кричал: "Страна голодает, и ты будешь!" Набрал в шкурку арбуза жара и ночью сжег собранный на поле хлеб. Паша от того с ума сошла.
В 1930 году Ксения Бойко вышла замуж за Федора Добрянского.
Муж был революционер, кричал: "Страна голодает, и ты будешь!"
— В его в семье было 20 детей, выжила половина. Пять маминых любимчиков и пять папиных. Федор был мамин любимчик. Первую дочь с ним назвали Светланой. В 1933-м девочка умерла — то ли от дизентерии, то ли от голодного поноса. Через год снова родила ребенка, назвала тоже Светланой. Но она не дожила и до снега.
— Я уже третья Светлана, — присоединяется к разговору Светлана Федоровна. — У мамы с папой, когда переезжали к бабушке в Енакиево, чемоданы украли. Мама всю жизнь жаловалась, что вещи можно было выменять на пищу и детей спасать от голода. Папу забрали на войну 22 июня 1941 года. Когда садился в товарный поезд, кто-то ему бросил цветок. Лицо его не помню, а ту красную розу в его руках на всю жизнь запомнила.
Ксения Николаевна осталась с двумя детьми на руках:
— Одной 4 года, а второй — 2. Жили в Енакиево в доме, где когда-то мельница была. Я жаккардовые покрывала красила бузиной и шила из них людям юбки. Меняла на кто что даст — зерно, кукурузу. Пекла из кукурузной муки лепешки с макухой и укропом. Как-то за два стакана муки патефон выменяла. Вот уж детям радости было! Коридор у нас большой был. Мы там корову прятали от воров. Райка давала жирное молоко, кормила им с десяток соседских детей, а мои не хотели, не любители были. Немцы хотели забрать корову, но я упала бургомистру в ноги и начала за детей просить. Сжалился. Вела корову со станции по льду. Райка была стельной, шла, ноги разъезжались. Уже как добрались нашего угла, то соседи лед посыпали жужалкой (пеплом. — "ГПУ").
Муж вернулся с войны в 1943-ем.
— Мы с сестрой на окне сидели в доме, и тут подходит какой-то дядя в шинели и шапке. На окна не смотрит, только глянул, что замок на дверях, — вспоминает Светлана Федоровна. — Пошел к маме на огород. Мама огромной тачкой кукурузу возила. Таскает ее туда-сюда. Аж потом кто-то как схватил за оглоблю одну. Мама поворачивается — папа! Тогда все соседки сбежались, давай расспрашивать за своих. Плачут все, и он с ними.
После войны Федор Добрянский работал в Енакиево руководителем плодового участка, на коксохимическом заводе. Ксения шила одежду. Дочка Светлана вышла замуж за Владимира Ерофеева, выехала в Иркутск, родила там сына и дочку. Младшая дочка Людмила умерла в 1984-ом, через восемь лет после смерти отца.
— Пока папа был жив, они с мамой никогда друг другу слова плохого не сказали. Не было причины, — говорит Светлана Федоровна. Она забрала мать из Енакиево в Умань в 1990-ом. — И мы ладим.
1908, 31 января — Ксения Бойко родилась в с. Золотая Балка Херсонской обл.
1917 — семью раскулачили, вывезли в Вологодскую область России
1928 — переехала в г. Енакиево, познакомилась с Федором Добрянским, через 2 года женились
1930 — родила дочку Светлану, ребенок умер через 3 года
1934 — появилась вторая дочка, назвала Светланой. Ребенок умер до года
1937 — родила третью дочку, назвала ее Светланой
1939 — родила дочку Людмилу
1976 — умер муж
1984 — умерла дочка Людмила от порока сердца
1990 — переехала жить к дочке в Умань
















Комментарии
1