"Мой отец служил в царской армии унтер-офицером", — рассказывает киевлянка 88-летняя Мария Звягинцева. С мужем 92-летним Сергеем Тихоновичем и кошкой Люсей она живет в доме на Харьковском массиве. Женщина сидит в кресле, обложенная подушками. Перед Новым годом сломала бедро, не ходит. За ней по очереди ухаживают дочери, приезжающие через день.
— Однажды царь Николай Второй делал обход казармы. Ему понравилось, как отрапортовал отец. Он пожал ему руку и поблагодарил за службу. Царица подарила шесть серебряных позолоченных чайных ложечек с инициалами "М. О." и "О. Ф.", а также столовый набор: солонку и стакан, на которых выгравировано: "Из личных рук императрицы Александры Федоровны". Три таких ложечки хранятся у меня.
Полосатая кошка тянется к тарелке с печеньем. Хозяйка отгоняет ее.
— Однажды отцу приснился дед с белой бородой до пола. "Эх, чадо, сегодня двое из твоей семьи умрут", — сказал. Отец встал и пошел на работу. Предупредил жену, чтобы не ходила в баню и не пускала детей купаться. Но старший сын Николай все-таки выпросился и со всего маха прыгнул в Неву в водоворот. На берегу никто не отважился помочь. Мать вытянула уже неживого, прижала к груди и сама упала замертво от разрыва сердца.
Потом отец — у него было три сына — вступил в брак с моей мамой, младшей на 17 лет. Она до замужества работала то служанкой, то сестрой милосердия. Родилась моя старшая сестра Вера, а после и я. Папа сказал: "Катя, детей бить и ругать не будем. Будут расти глупыми — пусть будут глупыми, будут расти умными — хорошо". Отец заготавливал фураж для Красной армии. Один купец привез зерно, увидел маму и говорит: "Отдай жену за 25 пудов пшеницы и жеребца". Отец ответил: "Я жену не продаю, она мне нужна".
До войны Звягинцева училась на физико-математическом факультете Молотовского пединститута в Перми.
— Стипендия небольшая — 35 карбованцев. Из дома не помогали. Ели так: утром булочка с соком из клюквы, на обед — ячменный кофе и винегрет, вечером — винегрет и чай. Я поступила в волейбольную секцию и секцию легкой атлетики. Окончила курсы при кавалерийской школе, получила звание "Ворошиловский всадник", стала на учет в военкомат. Встречает меня как-то однокурсница и рассказывает, что по институту ходит скульптор и подыскивает себе натурщицу. "Нас не выберут, — говорю, — ты маленькая, а я — длинная". У меня
Позировала два месяца.
— В мастерской стояла в трусах и бюстгальтере. Просила скульптора, чтобы лицо делал не мое, чтоб знакомые ребята семечками на мою статую не плевались. Скульптор называл меня "Мусичка моя золотая", носил бутерброды. Я себе не весть что надумала и говорю: "Называйте меня товарищ Бонина!" А он: "Та вы что? У меня жена, ребенок, я их люблю".
За такую талию подержать — тысячу не пожалел бы
Скульптор (его фамилии женщина не запомнила. — "ГПУ") сделал две статуи: мужчины с веслом и спортсменки с мячом. Комиссия по шести лицам сравнивала всхожесть модели с глиняной фигурой. После этого отлили из чугуна десять статуй, которая развезли по всему Советскому Союзу.
— У меня нет фото со скульптурой, — продолжает Мария Андреевна. — В войну в городе Краснокамск возле Перми в скверике я увидела свою статую. Напротив стоял юноша с веслом, которого мне показывали в мастерской. Позже внученьки видели мою скульптуру в Севастополе. Видно, неплохая у меня фигура тогда была. В войну слышала, как один из офицеров сказал другому: "За такую талию подержать — тысячу не пожалел бы".
1921, 21 февраля — Мария Бонина родилась в городе Туринск, Россия
1929 — раскулаченная семья убегает на Донбасс. Впоследствии перебирается на Урал
1939 — поступает на физмат Молотовского государственного педагогического института в Перми
1940 — позирует для скульптуры девушки с волейбольным мячом
1945 — встреча с летчиком Сергеем Звягинцевым. Поженились через 10 дней после знакомства
1947 — рождается дочь Тамара
1952 — рождается дочь Людмила
1965 — переезжают в Киев
Имеют трех внучек, трех правнуков и правнучку
Комментарии