- День рождения никогда не праздную, и в этом году не праздновал. Даже рюмки никто у меня не выпил в этот день. Позвонили друзья из Тернополя: "Ваня, пьем за твой день рождения". А я им: "Хорошо, что меня с вами нет. Пейте, сколько хотите", - говорит киевский художник Иван Марчук. 12 мая ему исполнилось 75 лет.
Поднимаемся по крутой лестнице на пятый этаж одного из домов в центре Киева, в мастерскую художника.
- Когда иду вверх, читаю газету, - говорит Иван Степанович. - Так не замечаю, что поднимаюсь. На день рождения пришел один знакомый. Подарил мне рубашку. Обрадовался подарку, потому что не люблю по магазинам ходить. А однажды мне презентовали икону. Попросил, чтобы забрали обратно. Мне это искусство не нравится.
В мастерской картины стоят на полу и висят на стенах.
- Почти 100 работ отвез сегодня в Музей Шевченко. Там 19 мая откроют мою выставку. Покажу несколько новых пейзажей. Каждый раз на показы приглашаю одну женщину. Говорю ей: "Вы – соавтор. Без ваших красок никогда бы эти картины не нарисовал". Она для меня краски делает. Когда вернулся из Америки, гулял по Крещатику. Зашел в магазин "Мистецтво", смотрю - лежит тюбик краски, написано "акрил". На обороте был номер телефона производителя. На следующий день позвонил. Поехал на производство. Директор - женщина-химик. Выдавила мне на бумагу линией ту краску. Она тут же застыла, пощупал - рельеф делается. С тех пор только этими красками рисую.
На стенах около стола висят вырезки из газет с рецептами народной медицины. В кресле лежит книга Василия Шкляра "Залишенець".
- Мне подарили, но я ее читать не собираюсь. Историю о повстанцах знаю, ибо сам жил в те времена. Тогда еще маленьким был, но знал, что в селе есть две власти: ночью - наши ребята, а днем ??энкаведисты. Почти каждую ночь схватки были. Если кого-то из ребят убивали, на второй день стоял дубовый крест. И девушки песни печальные пели. Я вот купил себе диски с песнями Сечевых стрельцов. Люблю их слушать.
Иван Марчук родился в селе Москалевка Лановецкого района на Тернопольщине. Разведен. Есть дочь-скрипачка Богдана Пивненко. В 1989-м эмигрировал в Австралию, потом жил в Канаде и США. Вернулся в Киев в 2001-м. Через шесть лет был включен в британский рейтинг "100 гениев современности".
- Я еще не жил, только работал. А жить - это лежать на траве, смотреть, как плывут облака, и угадывать в них интересные образы. А еще можно купаться, заигрывать с девушками, любить. Во сне каждую ночь вижу прекрасных женщин. Когда снятся, просыпаюсь: "Ой, какой хороший сон". Ложусь еще спать, чтобы увидеть вторую серию.
На выходные поеду в родное село. Ту улицу, на которой мой музей, хотят назвать моим именем. Подарю им еще одну свою картину. Сейчас работы не продаю, хотя просят. Пытаются через знакомых на меня выйти, но всегда отказываюсь. Теперь даже дарю нечасто. А раньше вместо визиток раздавал. Многое за рубежом продавал. В Австралии в 1989-м за них столько денег выручил, что мог в Киеве несколько квартир купить. Но не сделал этого, потому что не думал возвращаться. Сейчас жалею, что не взял американское гражданство. Грустно мне там было одному. Если бы имел жену, было бы легче. Никого там не искал, потому что женщина - это прихоть судьбы. Ее не ищут. Она является.
Наливает в рюмку коньяк. Говорит тост:
- Чтобы наша доля нас не чуралась, чтобы лучше в мире жилось. Большие растите, на свадьбу просите, караваи дарите. Больше всего не переношу всякое славословие. Вот был в Грузии. Там тосты по часу говорят - вспоминают всех родственников до 10-го колена.
Выпивает коньяк, закусывает курагой.
- Это - моя любимая еда. Ем четыре основных компонента - курагу, изюм, мед и орехи. Орехи ежедневно в кармане ношу. В шесть утра выхожу из дома. А на улице моя ферма мне щебечет "дай". Всю зиму птицы у меня пшено клюют на балконе. Не только синицы и воробьи, но и вороны меня знают. Кормил одну возле парка Шевченко. Подхожу к мастерской, а она передо мной уже бежит.
Есть дача в Каневе на Черкащине.
- Был там недавно. Видел, что уже отцвели абрикосы, яблони и вишни. Знакомые посадили мне лук, чеснок, помидоры, клубнику. Петрушка у меня дикая растет. А вот укроп почему-то не родит.
пятница, 20 мая 2011
07:50
Ивану Марчуку каждую ночь снятся женщины
×
Комментарии
2