— 10-й класс бросила, тогда беременная первым ребенком ходила. Саша не против был, так мы решили с ним на съемную квартиру переехать. Бабка, конешно, сильно меня отговаривала, но кого я тогда слушалась, — говорит полтавка 27-летняя Виктория Склярова.
26 июня пара расписалась в городском РАГСе. До тех пор 10 лет жила гражданским браком.
— Мы и не догадывались, что у нас свадьба перед днем Конституции получится. Думали, сыграем позже, по-скромному. Только свидетели и мы. Но в социальном центре настояли, что будут для нас праздник делать, — молодая в резиновых тапках и коротких шортах-лосинах встречает у дома. Ноги до колен обожжены на солнце. — Особо к свадьбе с Сашей не готовились, подарки не покупали. Я прическу сделала и красное вечернее платье надела. Он — черные штаны и белую рубашку навыпуск. Потом детей подготовили — мальчиков в костюмы, а девочек в платья поодевали. В обед за нами машина заехала.
В жилье не приглашает, проводит во двор. Там чисто, сорняк скошен. Дом побелен. За ним небольшой огород, на нем густо посажены капуста и картошка. Напротив — туалет с выгребной ямой. Возле деревянного стола на трехколесном велосипеде катается 5-летний Сергей.
— Возле загса человек 30 ждало — журналисты, социальные работники, немного друзей. Я и близко не ожидала, что столько народу соберется. Вовнутрь зашли и ахнули — зал красивейший. Всюду шарики, цветы, полотенца лежат. Тронуло, что две девочки в костюмах ангелов были. Как заходили, то они нам дорогу лепестками роз устилали. Церемония быстро прошла, и нам сразу давай все цветы и конфеты дарить. С этим добром мы с мужем домой поехали. Там отметили только немножко и все. Долго нельзя, потому что за детьми следить нужно.
Садится на деревянный стул.
— Мы намного раньше свадьбу сыграли бы, но у Саши до 27 лет паспорта не было. Он в интернате вырос. Там документы видавать не принято. В 14 лет его в училище направили, а там по окончании 1000 гривен дали, и до свидания. Слава богу, местная социальная служба помогла, потому что так бы и дальше жили.
Из деревянного флигеля выглядывает Александр Скляров. Он худой, сутулый. Не здоровается, снимает сына с велосипеда. Заносит в дом.
— Не очень прессу любит и детей фотографировать не позволяет. Не нравится мужу пристальное внимание к нашей семье, — шепчет Виктория. — Познакомились, когда мне 15 лет было. Я тогда с другим парнем встречалась, а он в больницу с аппендицитом попал. Прихожу проведать, а возле него парень чернявый стоит. Мой на него поглядывает: "Знакомься — Саша, мой друг", — вспоминает. — Вот мы и познакомились. Но так, что с того времени ни дня друг без друга не провели. Через два года я забеременела, так Саша сразу работать пошел. Сказал: "Я вас с ребенком всем необходимым обеспечу".
Оказалось, что у бабки и газ, и свет были незаконно подключены. Впаяли нам штраф до 14 тысяч
Показывает на дом:
— Пять лет назад достался, когда моя бабушка умерла. До того с мужем на съемных квартирах жили. Оно и здесь места мало, все в одной комнате вмещаемся. Самое страшное, как сюда приехали, то через неделю куча коммунальных служб съехалась. Оказалось, что у бабки и газ, и свет были незаконно подключены. Впаяли нам штраф до 14 тысяч. Сейчас, правда, частями разрешили выплачивать, по 250 гривен в месяц.
Из дома слышен детский плач.
— В таком шуме у меня сутками жизнь идет. Сказал бы мне кто, что до 27 лет у меня шесть детей будет, никогда не поверила бы, — Виктория все время смеется. — Помню, к Сашиному отцу ездили, а он с женой с четырьмя детьми жил. Так у меня там чуть ли не истерика была: шум, гам, драки. Думаю, никогда не будет у меня столько детворы. А оно само собой пошло: один ребенок, второй, третий. Так и привыкла.
Смотрит на часы.
— Скоро буду есть готовить. У нас такая семья, что постоянно что-то грызет. Дети стабильно четыре раза в день борщ или суп едят. За день 7-литровая кастрюля уходит. В основном муж готовит. Особенно хорошо у него выпечка получается. Бывает, супа наварю, а дети за руки дергают: "Папину еду хотим". Больше всего шашлыки любят. Мы их каждые выходные во дворе жарим, друзей зовем. А те со своими детьми приходят, так у нас по субботам здесь настоящий детсад. 20 человек бегает.
Вытирает платочком пот со лба.
— С купанием в такую жару самое сложное. Даже летнего душа нет, приходится с ведрами к колонке по улице бегать. Воду в ванну заливаю и мою по очереди.
У Скляровых три дочери и три сына. Старшей Карине 8 лет, младшей Алисе — год.
— Всех очень любим и одинаково балуем. Поэтому всегда всем одинаковое количество игрушек покупаем. Хотя в школе хорошо учатся через одного. Помню, 7-летняя Анжелка по улице идет и за дома прячется. Оказалось, за минуту только шесть слов прочитать сумела, и ей "двойку" влепили. Спрашивает меня: "В угол поставишь или ремень?". Я засмеялась, говорю: "Летом просто больше читать будешь".
Скляровым не помогают родные. Мать Александра болеет, мать Виктории — отказывается общаться, живет в Харькове.
— Пока паспорта не было, Саша неофициально подсобщиком работал. Так приносил 70-100 гривен в день. Хотя он прекрасный мастер по евроремонтам. С паспортом сможет устроиться на солидную фирму и наконец-то начнет стаж зарабатывать.
Комментарии