— Помню, как Гия шел по Крещатику с заклеенным ртом и плакатом в руках. Люди не присоединялись, прятали глаза. Понимали: даже постоять возле него — опасно. За несколько месяцев до смерти написал заявление генпрокурору, председателю Верховной Рады и президенту о преследовании и угрозах. Вручил письмо спикеру Плющу. Тот отказался брать: "Живи так, чтобы за тобой не следили", — рассказывает журналистка 64-летняя Наталья Чангули.
Идет, опираясь на палку, к церкви Николая Чудотворца Набережного в Киеве 22 марта. Здесь будут отпевать журналиста Георгия Гонгадзе. Его убили 17 сентября 2000-го. 16 лет тело держали в центральном столичном морге.
Около 9.00 лакированный гроб с телом вынимают из черного катафалка. Веко покрыто грузинским и украинским флагами. Заносят через центральный вход к алтарю. Возле покойника стоят жена 43-летняя Мирослава Гонгадзе и дочери-двойняшки 18-летние Соломия и Нана. Георгий был парафиянином этой церкви. Здесь крестил дочерей.
Через несколько минут подъезжает автомобиль народного депутата 55-летней Юлии Тимошенко. Она с букетом красных роз идет в храм. Быстро выходит назад. Много киевлян с цветами — кладут их около гроба. Молятся. Через час в помещении собирается до сотни людей. Вновь прибывшие ожидают у входа.
— Гию убили, потому что был бескомпромиссен. Не могли ни купить, ни запугать, — продолжает Наталья Чангули. — Хорошо, что его похоронят, а не будут держать в морозильнике. Люди теперь смогут прийти на могилу.
Около 11-и подходит бывший глава Верховной Рады 72-летний Александр Мороз с красными розами. Возле него — охранник.
— Тело долго не хоронили, потому что у мамы Георгия были сомнения. Не могла смириться с мыслью, что сына забрали, — говорит Александр Александрович. Возле него собираются люди. — Кто подводил к убийству Гонгадзе со стороны высокого руководства, должен установить суд. Где еще в мире есть примеры, чтобы 16 лет расследовали очевидное дело?
Из черного внедорожника выходит певец 41-летний Святослав Вакарчук. Говорить отказывается. Сразу идет в церковь.
В 12:45 политолог 42-летний Евгений Глебовицкий, кум Гонгадзе, зачитывает с листка заявление Мирославы:
— Родные Георгия Гонгадзе чувствуют облегчение от того, что его тело будет похоронено. Дело Гонгадзе не прекращается. Заказчики его убийства рано или поздно должны быть осуждены. Верховенство права — правильный путь для каждой страны. А утверждение демократии и свободы слова — лучшая память о Георгии.
Глебовицкий идет в церковь. Туда по очереди заходят народные депутаты — Владимир Парасюк, Вячеслав Константиновский, Игорь Мосийчук, Ирина Геращенко. Также правозащитник Владимир Чемерис, политолог Александр Палий, экс-нардеп Степан Хмара.
Бывшему народному депутату 51-летнему Тарасу Черноволу журналисты минут 15 не дают пройти в церковь.
— Как-то Георгий сказал: "Я — грузин по национальности, но готов отдать жизнь за Украину". Так и вышло, — говорит Тарас Вячеславович. — Если теперешняя власть раскроет дело Гонгадзе, то политических убийств в Украине больше не будет. И мы пролистнем эту позорную страницу. Пока же не раскрыли не только убийство Гии, но и убийство моего отца. Это все — ступеньки одной лестницы.
В 13:55 четверо мужчин с черно-белыми повязками выносят гроб из церкви. Перед ним люди бросают красные гвоздики и лепестки белых и пурпурных роз.
Мирослава Гонгадзе идет за гробом, склонив голову. Дочери — в затемненных очках. Все три прячут лица под широкополыми черными шляпами. Позади — родственники, друзья покойника. Процессия растягивается на несколько десятков метров. Присутствует до 400 человек.
Гроб закапывают во дворе церкви возле креста "Памяти новомученикам земли украинской — жертвам тоталитарного коммунистического режима ХХ века". Плачут нардепы Сергей Лещенко, Светлана Залищук и Елена Притула — коллега Георгия.
Возле могилы на столе из глубокой миски в одноразовые 50-граммовые стаканы насыпают коливо (поминальное блюдо. — ГПУ).
Телеведущая и бывший народный депутат Ольга Герасимюк пришла с букетом роз. Без макияжа, глаза заплаканы.
— После смерти Леси Гонгадзе (мать журналиста умерла 30 ноября 2013 года. — ГПУ) было семейное решение похоронить Георгия. Но началась война, потому хоронят только теперь, — говорит Ольга.
На парковке между церковью и медцентром мужчина с припухлыми губами выгоняет людей. Те зашли между машин посмотреть на похороны.
— Из-за вас перекрыли всю улицу! Уходите отсюда! Это частная собственность! — кричит мужчина.
Приказывает охраннику замкнуть ворота парковки.
— Такой он человек, что поделать, — объясняет охранник и просит прощения.
Нардеп 51-летний Юрий Луценко одним из последних успевает бросить комочек земли в яму, прощаясь с покойником. Держит белые и красные гвоздики. Говорить отказывается. Рассказывает двум женщинам о парламентском кризисе.
Начинается дождь. Люди расходятся. Мирослава Гонгадзе с дочерьми заходит в храм. Люди говорят, что может приедет президент Петр Порошенко.
— Детоньки, подайте милостыню за царствие небесное покойного, — просит нищенка в драповом зимнем пальто и новых замшевых сапогах.
Протягивает 200-граммовый бумажный стакан ко всем, кто выходит из ворот церкви. Люди бросают ей по несколько гривен. Приближается к Владимиру Парасюку.
— Дай мне хоть несколько гривен! Я уже не говорю про доллары, евро, — хватает его за правый рукав пальто.
Помощница Парасюка бросает женщине в стакан 20 грн.
Мирослава Гонгадзе живет с дочерьми в США
43-летняя Мирослава Гонгадзе в Киеве работала на телевидении. После смерти мужа получила политическое убежище в США. Живет с дочерьми Наной и Соломией в предместье Вашингтона. Работала редактором в издательстве, с 2004 года – продюсер украинской редакции "Голоса Америки", ведущая телевизионной программы "Час-time".
В феврале 2005-го сказала: "вернется в Украину", если "будут наказаны не только исполнители, но и заказчики убийства" ее мужа.
Получил 26 осколочных ран
Георгий Гонгадзе родился 21 мая 1969 года в Тбилиси, столице Грузии. Мать Леся Теодоровна — стоматолог, отец Руслан — диссидент, кинорежиссер. Родители расзвелись. Мать переехала в Украину.
После школы изучал английский в Тбилисском институте иностранных языков. Служил два года в Афганистане. В 1989-м переехал во Львов. Продолжил обучение на факультете иностранных языков тамошнего университета им. Франко. В 1990-м женился на Марьяне Стеценко. Познакомился за год до того на фестивале "Червоная рута". В 1991-м поехал в Грузию, где принимал участие в гражданской войне. В это время Георгия бросила жена.
В 1993 году в Сухуми снимал документальный фильм о войне. Во время одного из обстрелов его тяжело ранили. Получил 26 осколочных ран. Несколько осколков остались в правой руке.
Вернулся во Львов. Снял несколько документальных фильмов. Работал на местном телеканале. В 1995-м женился на Мирославе Петришин. Она училась на юридическом факультете университета им. Франко. Супруги переехали в Киев. Через два года родились дочери-близняшки Нана и Соломия.
Работал на телевидении и радио. Был пресс-секретарем в штабе кандидата в президенты Наталии Витренко.
В апреле 2000 года создал интернет-издание "Украинская правда". Оно критиковало президента Леонида Кучму и его окружение. В редакцию звонили с угрозами. Георгий заметил, что за ним следят. Обращался из-за этого в Генпрокуратуру.
16 сентября 2000-го исчез. Впоследствии выяснили, что его убили.
7 экспертиз тела, найденного под Таращей на Киевщине, провели с 2 ноября 2000 года. По одной — в России, Швейцарии, США, по две — в Германии и Украине. Специалисты более чем на 90% уверены, что образцы принадлежат Георгию Гонгадзе. По результатам первой экспертизы в Мюнхене, это останки другого человека.
2500 свидетелей допросили по делу Гонгадзе за первые два месяца после его исчезновения.
Комментарии