- В июне 2014-го поехала в Крым на день рождения дочки. В родную Горловку уже не вернулась - город захватили боевики, - говорит 70-летняя Павлина Паремон. Раньше жила в Горлке Донецкой области. С сентября 2017-го живет в социальном общежитии для переселенцев в Мелитополе Запорожской области.
Общежитие расположено на первом этаже многоэтажки. Ранее помещение было заброшенно. В прошлом году летом Украинский фонд социальных инвестиций отремонтировал его за выделенные немецким правительством средства. Переселенцев разместили бесплатно.
- В общежитии есть шесть комнат на 12 человек, - Павлина Дмитриевна ведет по длинному узкому коридору. Одета в серый пиджак и черные штаны. - Есть кухня и две душевые кабины. По соседству живет семья из Донецка, Надя из Первомайска и Катюша из Славянска. На общей территории убираем по очереди. Хоть мне и трудно, но прошу, чтобы и меня в очередь ставили.
В комнате на 6 "квадратов" стоят кровать, шкаф, кресло и письменный стол. Павлина Дмитриевна просит не разуваться.
- У дочки жила несколько месяцев, - рассказывает. - 17 декабря 2014-го поехала в Мелитополь, чтобы оформить пенсию. Меня поставили на учет в пенсионном фонде. Два месяца ездила из Крыма в Мелитополь. Ночевала на вокзале. После одной такой ночи сильно подскочило давление. Девушка из пенсионного фонда, которая меня принимала, сказала: "В таком состоянии вас не отпущу. Вызываю "скорую". Переговорила с начальником. Меня отправили в местный пансионат, где жили переселенцы. Жила там больше двух лет. Купались только летом - греть воду было дорого.
Женщина вытягивает из шкафа помятый лист бумаги и садится на кровать.
- Когда в последний раз виделась с дочкой, она запихнула мне в карман письмо. Написала: "Дорогая мама, я очень тебя люблю. Помни, что ты - моя жизнь". Она осталась в Крыму. 10 лет тому назад ее направили туда в рабочую командировку. В 2014-ом выехать не смогла, потому что у нее были проблемы с документами. Но от русского паспорта отказалась. Уже давно с дочерью не виделась. Общаемся в интернете. У меня есть планшет. Его мне подарили волонтеры в крымской больнице, когда лежала там из-за проблем с сердцем.
Женщина достает планшет и показывает видеоролик от дочки.
- У меня есть еще сын, он живет в Беларуси, - говорит Павлина Паремон. - В Горловке жили вместе с мужем. Пять лет тому назад умер от меланомы. Осталась сама. Почти никуда не выхожу - только в магазин. Могу попросить кого-то принести мне продукты, но не хочу до такого опускаться. Пока ноги ходят, а глаза видят - сама себя буду обходить.
Комментарии