На прошлой неделе в столичном музее Ивана Гончара актрисы 73-летняя Ада Роговцева, Ольга Сумская, 44 года, и 63-летняя певица Нина Матвиенко представляли свои родословные.
- Мои предки бедствовали, - рассказывает Ада Николаевна. - Пережили войну и голод. Пишу книгу об их скитаниях. Дала прочитать одному знакомому, он говорит: "Это страшнее, чем у Солженицына". Наша семейная фамилия не Роговцевы, а Роговец. У папы было 10 братьев и сестра, после революции шестеро из них стали Роговцевыми.
Рассказывает, что в детстве у нее было три бабушки.
- На самом деле у меня было две бабушки и одна прабабушка. Называла их - белой, черной и красной. Бабушка Федора Дмитриевна поседела в 35 лет, поэтому была "белой". У прабабушки совсем не было седины, так называла ее "черной". Бабушка Дарья Константиновна красилась хной и была рыжевато-красной. "Белая" бабушка была очень религиозной. Постоянно ходила в церковь, но скрывала это. Грамоты не знала - когда надо было подписаться, ставила крестик. У нее было десятеро детей. В старости очень любила футбол по телевизору смотрит. "Белая" и "красная" бабушки дружили. Первая покупала чекушку водки, вторая брала в магазине селедку и варила картошку в мундирах. После каждой пенсии они такие посиделки устраивали.
У прабабушки Ольги Сумской - Анастасии Нестеренко было 18 детей.
- Она всю жизнь ходила беременной. Бабушка рассказывала, что после смерти ее мужа, к ней сватался сам Нестор Махно. Соседи несколько раз видели его бричку в нашем дворе. Их роман продолжался несколько лет, а потом Махно куда-то исчез. Одна из ее дочерей была сильно похожа на Махно - такой же высокий лоб, широкие скулы, карие глаза. До сих пор думаем, что она была его дочерью. Прабабушка по материнской линии Барбара была гувернанткой у польского шляхтича в Варшаве. После замужества переехала с мужем на Киевщину. С собой привезла несколько сундуков со всяким добром. Там было много золота, корсетов и боа из перьев. Во время войны половину этого сокровища разворовали. Бабушка рассказывала, что она боа вытирали пыль, потому что не знали, что с ним еще можно делать.
От бабушек у актрисы осталось несколько вышиванок, наволочек и глиняные кувшины.
- Наволочки и рубашки себе забрала моя сестра Наташа. Любит их примерять, часами может перед зеркалом красоваться. Кувшины стоят у меня на серванте. Все гости на них внимание обращают. Не разрешаю к ним даже прикасаться. Всем говорю, что это семейная реликвия.
Нина Матвиенко вспоминает, что у ее родителей было 11 детей:
- У меня было пять братьев и сестер, старше меня, и столько же младше. Старшие обычно просыпали, потому что они в клуб ходили. Я первая вставала и бежала в школу. Не потому, что хотела учиться, а чтобы не оставаться на хозяйстве. Очень тяжело работали. До сих пор помню, как была маленькая и искала хлеб, потому что очень кушать хотела. Пошла в кладовую и давай бить кулаками в дверь. Била так сильно, что потеряла сознание и врезалась лбом. Шрам на всю жизнь остался.
Комментарии