- Мой Матвей ходит в школу раз в три месяца. Сдает контрольные и берет программу на следующий семестр. Учим его дома, - говорит львовянка 35-летняя Ольга Бартыш. Работает художником, ее муж - дизайнер
Полгода тому назад они перевели сына-четвероклассника на домашнее обучение. До того ходил в математическую школу в Киеве. После переезда в поселок Новый Ярычев Каменка-Бугского района на Львовщине посещал школу там. Потом полгода учился в городе Винники Лычаковского района Львова.
- В школе у Матвея было все нормально. С учителями и с одноклассниками имел хорошие отношения, - рассказывает женщина. - Но это поколение требует более современного подхода к предоставлению информации, их нужно иначе заинтересовывать. Тогда будет больший эффект от учебы. Относительно общения с ровесниками в школе - то этот вопрос раздут. Не так много там дети разговаривают между собой. На перерыве все бегут на первый этаж с телефонами, потому что там тянет вай-фай. 15 минут каждый смотрит в свой экран.
Матвей выполняет школьные задания в первой половине дня с понедельника по четверг. В пятницу посещает кружки по музыке, анимации, биологии и театральный. В свободное время с родителями ходит на плавание.
- Бужу сына в восемь утра, завтракаем. Задаю ему сделать упражнения из учебника, просклонять части речи или написать произведение. Книги загружены на планшет. В один день учим или математику с английским, или украинский и литературное чтение, - говорит Ольга. - Программы не придерживаемся. Ориентируюсь на то, какие знания Матвею нужно будет усвоить за это время. Имеем специальные тетради к государственной итоговой аттестации. Там есть по 16 контрольных. За день делает две-три. Какие темы не понимает, объясняю. В учебниках для 4-го класса очень сложно написано, так что мы переводим на разговорный язык. Бывает, повторяем материал перед контрольными, а сын уже какую-то из тем забыл. Проходим ее еще раз.
Если Матвей хочет больше поиграть - мать не возражает. Парень может целый день не учиться.
- Недавно отказался читать книги. Зато играется с друзьями на улице, складывает конструктор "Лего", рисует. Дети до 10 лет еще должны играться.
Экстернатное обучение может проходить любой ребенок. Для этого родители ученика должны подать в ближайшую школу соответствующее заявление. Это надо сделать до конца марта каждого учебного года, объясняет начальник управления образования Львовского горсовета Зоряна Довганик, 43 года.
- Ежегодно таких заявлений около 30. Каждое учебное заведение может это организовать, нет никакой дискриминации относительно учеников. Как ребенок будет получать образование, решают родители. Но в традиционной школе ученик получает социальные навыки, находится в коллективе. Учится общаться с разными детьми, а не только с объединенными по интересам, как в специализированных кружках. Привыкает самостоятельно принимать решение, работать в команде.
Не всем подходит учеба дома. Такое решение стоит принимать после консультации со специалистами, считают психологи.
- Это могут быть педагоги, психологи, психиатры, - говорит семейный психолог Лариса Дидковская, 56 лет. - Немного родителей компетентны в вопросах психологии и учебно-методического процесса. Поэтому не имеют права брать на себя такую ответственность - выбирать способ обучения для детей. В кружки по интересам ученика приводят на час. Там ограниченное социальное взаимодействие. Меньше формирует способность сотрудничать с другими, учитывать их отличительные черты, разрешать конфликты. В ХІХ веке детей в состоятельных семьях учили гувернантки. Не потому, что родители не имели времени или нужного образования. Просто знания от формального лица усваиваются на 25 процентов лучше, по законам психологии. Потому что мама любит, бережет, но не научит таблице умножения.
Сдал ребенка в класс, где больше всего учеников
- Школа нужна детям, прежде всего, для жизненного опыта. А уже во вторую очередь - для получения знаний. Там они учатся строить отношения - дерутся, ссорятся, враждуют, дружат и самоутверждаются, - говорит киевлянин 47-летний Виктор Васильев. Имеет сына-десятиклассника и дочь-шестиклассницу - Чем более насыщенные у детей школьные будни, чем будут как можно более разные одноклассники, тем лучше они подготовятся к реальной взрослой жизни. Когда записывал сына в школу, имел возможность отдать в класс из 12 учеников. Выбрал тот, где 33. В большем коллективе ребенку интереснее, будут возникать более разнообразные ситуации.
Комментарии