Двое беспризорных приняли участие в показе мод, который устроило сообщество взаимопомощи "Оселя" во Львове. Мероприятие состоялось в саду бывшего Бернардинского монастыря, возле "Музея идей". Представляли костюмы, созданные из ношеной одежды.
— Я видела подобный показ в Париже, — рассказывает волонтерка сообщества Марьяна Соха, 24 года. — Правда, там принимали участие профессиональные дизайнеры и модели. Наши костюмы создавали четыре волонтерки из Голландии — Ингрид, Мириам, Риана, Ханука. Они три недели работают у нас. Моделями, кроме волонтеров и беспризорных, были львовские поэты Григорий Семенчук и Юрий Кучерявый.
"Оселя" была создана шесть лет тому назад. Имеет домик в городе Винники возле Львова. Там живут 20 беспризорных. Занимаются рукоделием, ремонтируют старые вещи, обрабатывают огород.
— Живем от продажи ношенной одежды, которую приносят нам люди, — говорит председатель "Оселі" Олеся Саноцкая, 39 лет. — Мы помогаем беспризорным, пытаемся вернуть их к нормальной жизни.
Под монастырскими стенами обустроили подиум. На входе раздают открытки с надписью "Ненужных людей и вещей не бывает". 53-летний Евгений Костин предлагает за 4 грн купить издаваемый обществом журнал "Под открытым небом".
— Продаю журнал на улицах. Половину стоимости забираю себе, — говорит. — Я из Кировоградской области. Четыре с половиной года конкретно пил, будто это был последний день в моей жизни. По пьяни как-то попал в поезд до Львова. Здесь год попрошайничал, по мусорникам рылся. Сейчас живу в "Оселе", не пью.
Волонтерки подготовили две коллекции — "Цветные люди" и "Четыре сезона".
— Девушки из Голландии приняли участие в двух толоках, — рассказывает директор "Музея идей" Олесь Дзиндра, 54 года. — Показали жителям города, как нужно быть львовянами. С улицы, по которой никто не ходил почти 40 лет, вывезли 35 тонн мусора.
Житель "Осел і" 22-летний Вадим Толочный в сером свитере и черных штанах выносит на подиум искусственную елку. 21-летний Виталий Калинин одет в полосатую рубашку и светлые шорты. Выходит на сцену с большим мячом. Бросает его публике. Те возвращают назад.
— Я в сообществе год, — говорит после показа Виталий. — Вышел из тюрьмы. Остался один. Не хотел возвращаться на ту дорогу. Девушки предложили принять участие в показе, согласился. Многие не хотели, постеснялись. Дефиле репетировали две недели.
— Для этих ребят выйти на подиум — это подвиг, — считает 18-летний Григорий Семенчук. — Они не привыкли к вниманию, телекамерам. Девушки придумали интересные образы. Я раз выходил в костюме веселого цыгана, потом — гламурного парня. Стараюсь бывать в "Осел і" хотя бы раз в месяц. Фантастические штуки по жизни случаются. Например, один из жителей отсидел дважды по подставным обвинениям, его ребенок умер, но он сумел из этого выкарабкаться.
После показа устроили продажу ношеных вещей. 21-летняя Ольга Ткаченко покупает себе сережки за 30 грн.
— Здесь цены фактически как на гуманитарке, — говорит. — Но по крайней мере точно знаешь, куда пойдут эти деньги. Когда на улице встречаю людей, которые продают журнал "Под открытым небом", обязательно покупаю. Пусть лучше журнал продают, чем копаются в мусорниках.
Костюмы, которые показывали на подиуме, продавали по 100 грн. Остальные ношеные вещи — по 20–30 грн. За день от продажи одежды и журналов сообщество заработало больше 1,5 тыс. грн.
— На аналогичном показе в Париже костюмы продавали по 150 евро, — говорит Олеся Саноцкая.
Комментарии