Ексклюзивы
вторник, 11 февраля 2014 16:30

"Барак, де живет "смотрящий", называется Кремлем"

 

Политзаключенный, бывший миллиардер, 50-летний Михаил Ходорковский 10 лет и три месяца находился за решеткой. 61-летний российский президент Владимир Путин подписал указ о его помиловании. В тот же день Ходорковский вылетел в Германию.


Почему Путин освободил вас? Из-за Олимпиады?


- Моя версия более конспирологическая. Определенная часть его окружения отбилась от рук, по мнению Путина. Он хотел приструнить ее. Сам принимал решение.
Разговариваем в одном из ресторанов швейцарского города Цюрих. Официантка приносит Ходорковскому горячий рыбный суп.


В колонии дают горячую чи холодную пищу?


- Там все горячее. Это зависит от заключенных, они же готовят. Если будут давать холодное или совсем плохо приготовленное, начнутся конфликты.


Вас арестовали в 2003 году. Помните, как это было?


- Сидим в самолете в Новосибирске, ждем заправку. Самолет отогнали на отдаленную стоянку. Смотрим в иллюминатор - стоит окружение. Метров 50, может, больше.


Что вы почувствовали, когда они ворвались в самолет?


- Они спокойно зашли. Там были все знакомые. Специально послали людей, которых я знал, чтобы не было конфликтов. Серьезно меня никто не допрашивал. Дом не обыскивали. Уже на втором деле я попросив о дополнительном допросе. Отказали: "Зачем вам знать лишнее". Когда в Чите (в СИЗО. - "ГПУ") сидел, ко мне прокурорский пришел: "Поступило отдельное следственное поручение". Это у нас традиция: всегда гонят по два-три дела. Сначала простое - на небольшой срок. Затем догоняют большим, чтобы человек сидел и сидел. Пришел следователь, говорит: "Отдельное поручение по вопросу "Северной нефти". Будете давать показания?" (О коррупционной покупке и продаже "Северной нефти" Ходорковский сказав на совещании у Путина, и этим вызвал его гнев. - Автор). Я удивился. Думаю: ого! Ну, раз они такие смелые. Ведь в свое время я президенту об этом сказал. А раз уже я ему сказал, то, конечно, повторю.


"Северная нефть" - это та, за которую прежний заместитель министра финансов Вавилов получил? (Андрей Вавилов, экс-владелец компании "Северная нефть" , обвиненный в ее незаконной продаже. - "ГПУ").


- Да. Говорят, готовьтесь, в понедельник будет допрос. В понедельник приходить удивленный прокурорский: "У меня отозвали поручение. Спасибо, ничего не нужно".
Есть три типа зон. Черная, красная и режимная. Нормальная зона - режимная. Там от "а" до "я" исполняется закон, - рассказывает бывший заключенный. - В черной во главе стоят уголовные преступники, выполняет то, что говорит администрация. Действуют не правила внутреннего распорядка, а понятия. Красная зона - наоборот: там администрация использует зэков, чтобы оказывали влияние на других заключенных. Нет законов, "полицейский режим", избиения. Там нет понятий, там - беззаконие. Начальник в первой зоне, куда меня этапировали после приговора, спрашивает: "Вы кто по жизни?". Я даже не понял. Он: "Ладно, идите, сами разберемся". Там есть множество так называемых мастей. Самая низкая - их называют по-разному, оскорбительными словами. Второй тип, что-то вроде прислужников, - шныри. Есть мужики. Когда мы разобрались, я говорю: "Ребята, вам придется исправлять свою систему. Потому что в российских тюрьмах появилась новая масть - политические". В отличие от правильного мужика, мне несложно общаться с администрацией. Я могу писать жалобы прокурору, в суды. Для правильного мужика это не годится, в отличие от людей, которые работают на администрацию. И они просто решили, что я - инопланетянин.
Администрация очень боялась, что меня будут фотографировать. Подходит один: "Можно сфоткаю?". Отвечаю: "Знаете, проблем потом будет куча". Он: "Ничего, я их улажу. "Только, - говорю , - я на вас смотреть не буду. Я вас не видел". Я человек вообще очень предусмотрительный, - смеется. - Он продал этот снимок какому-то журналисту за 300 баксов. Меня вызывают в оперчасть: кто вас сфотографировал? Говорю, не знаю.


Через некоторое время вызывают в Кремль. Во всех зонах барак, где живет "смотрящий", называется Кремлем. Говорю, что не пойду, ведь ходить между бараками запрещено. Мне отвечают, что администрация дала добро. Прихожу в Кремль. Там сидит смотрящий Паша-монгол.


То есть узкоглазый?


- Нет, просто кличка такая. Нормальный мужчина, 26 лет.


Убийца?


- Да, что-то вроде того. Начинает ставить те же вопросы. Я со всеми на "вы". Говорю: "Паша, почему я должен сказать вам то, что я не сказал в администрации?" Чтобы в черной зоне не ответили смотрящему - это невозможно! Говорит: "Ну хорошо. Пойдем, барак посмотрим". Повел на экскурсию. Там везде тепло, потому что рядом - урановые рудники. Энергии до черта.


У вас есть предположение, почему вас не убили? Руками зэков, например.


- Ответ прост: Путин запретил. Я примерно через полгода понял, что есть жесткий запрет меня трогать. Раз сильно изуродовали одного человека. Избили палками, порвали селезенку. А медпункт от нас - через забор. Я кричу: "Ребята, как дела у избитого?" Отвечают:"Нормально. Наверное, к вечеру умрет". Я такой шум поднял. Кажется, впервые за всю историю зоны на территорию запустили скорую помощь. Мужчину отвезли в больницу, положили на операционный стол. Давление у него было 60 на 40. Потерял 2 литра крови. Хорошо, что здоровяк. Он потом колонии иск настрочил на 400 тысяч.


И получил?


- Точно не знаю.


Как вы общались с зэками?


- Адаптация происходит постепенно. Сначала попадаешь в карантин. Там сидит кто-то из опытных. Новичку все рассказывают. С тобой отдельно работает смотрящий, отдельно - администрация. Им нужно понять, что ты за человек, чтобы разместить в лагерной иерархии, дать работу. Чтобы избежать конфликтов, потому что после этого у администрации лишняя работа, у зэков - усиление режима. Им сложно было со мной, необычно. Лишний раз со мной общаться, с одной стороны - не хотят, а с другой - интересно.


Удавалось достать телефон для звонка?


- Предлагали, но я отказывался. Знал, что будут провокации. За это сажают в ШИЗО - штрафной изолятор. Побывал там раз пять или семь раз. Комната небольшая. Прикрепленная к стене кровать, можно разложить только на ночь. Тумба, на которой можно сидеть. Они меня закрывали в ШИЗО незаконно, а я вел себя по закону.
Второй лагерь, в который меня закрыли, был сначала красный (там, где творятся беззакония. - Автор ). Но за три месяца до моего приезда из него начали делать режимный. Отклонения от закона были минимальны. В черном лагере заключенный может выйти из барака и гулять, хотя и недалеко. В режимном это невозможно. В черном повара могут отрезать от общего кусок. Нажарить мяса для администрации и себя не забыть. В режимном такое невозможно.


Где лучше?


- Для меня - неважно. Ведь я круглосуточно был под телекамерой: и еда, и сон, и работа. Для обычного режимный лагерь лучше. Для 10 процентов тех, у кого есть деньги или авторитет, лучше в черном. Там и телефон рядом, и продукты, водка, наркотики.


Сколько, думаете, сидит невиновных людей?


- Совсем невиновных процентов 10. В первом лагере, под Краснокаменском, сидели преимущественно российские граждане. Многие не по делу или за чужие преступления. Кто-то поссорился с кем-то, у другого что-то отобрали. Многие наркоманы загремели как распространители наркотиков. В лагере в Карелии было процентов 70 гастарбайтеров. Многие сидели ни за что.


Из Центральной Азии?


- Да. Преимущественно сидели за изнасилование. Ну, вот судят мужчину. Женщина рассказывает, как он ворвался в квартиру, изнасиловал. Судья спрашивает: "Что же вы не закричали?" - " Ребенка боялась испугать" - "Ребенку сколько лет?" - "12" - " А чей ребенок?" - "Так наш с ним" . Прокурор - женщина, судья - женщина и адвокат - женщина. Спрашивают: "А вы точно хотите мужа посадить?" Она задергалась, а адвокат говорит: " Откажешься - тебя привлекут за лживый донос". Четыре года условно ему дали. Оправдать не могли, но и в зону решили не совать.


Вы говорите, что невиновных 10 процентов.


- Да, а еще процентов 20 сидят не за то. Виновны, но не так и не в том.


Итак, 70 процентов - все-таки виновны?


- У процентов 15 вина не доказана. Это означает, что юридически они невиновны.


Как изменились за эти 10 лет ваши взгляды?


- Я увидел, какой ужас - водка и наркотики! Все по-пьяни или по наркоте. Я спрашивал у смотрящих, почему они запрещают затягивать в зону спиртное? Отвечают: "А иначе мы не удержим зону" (от беспорядков и бунта . - Автор ) . У меня там был один знакомый. Трезвый - прекрасный человек. Два убийства! Он - охотник, и каждый раз умудрялся доказывать, что сделал "случайный выстрел". Откровенно мне сказал: "Я сам себя боюсь. Вот выйду, выпью - и в третий раз так уже не отделаюсь. Навсегда поеду".


За решеткой вы опубликовали несколько статей и интервью. Рассказали, что начали много читать.


- Чтобы не сойти с ума, я заставлял себя читать серьезные журналы, философские. Один французский автор очень понравился. Кажется, женщина. Писала, что цель в принципе недостижима. Вывод, что на самом деле важно не она, а средства. Аморальные средства делают цель аморальным, независимо от того, какой она виделась вам с самого начала.


Приговор вам - 14 лет лишения свободы - зачитывал судья Хамовического суда Данилкин. Что о нем думали?


- Мне было интересно: понимает ли он, что происходит? Через полгода стало очевидно, что все прекрасно понимает. После этого было неудобно на него смотреть, трудно. Думал: смог бы я такое говорить?


Вам было его жаль?


- Если огрубить , то можно и так сказать.

Сейчас вы читаете новость «"Барак, де живет "смотрящий", называется Кремлем"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть