Ексклюзивы
четверг, 26 марта 2020 00:40

"Если с украинца врач берет 50 гривен, то с хасида — 500"

 

— Раньше в еврейском квартале было страшно. Молодые хасиды могли бутылку или яйцо с балкона бросить. Деньгами под носом махали и говорили: "Я за доллар всю Украину куплю". После праздника Рош ха-Шана оставались кучи мусора под подъездом. Стоял месяцами, в нем заводились черви. Три года тому назад ситуация начала улучшаться. Теперь такого нет, — говорит 67-летняя Ольга МАМЧУР из Умани на Черкасщине.

Живет в еврейском квартале - так называют несколько улиц у могилы праведника Раби Нахмана. Осенью на иудейский Новый год посетить ее приезжают хасиды со всего мира. Почти 70 евреев в городе живут постоянно.

- Многие хасиды женятся на наших девушках. Уже даже и в селах под Уманью покупают дома и землю. Несколько раз хотели и мою квартиру купить, но отказывалась, — Ольга Мамчур показывает на пятиэтажные дома напротив могилы праведника. — В первом подъезде украинцы только в шести квартирах остались, во втором — в 15. Хасиды скупают все в этом районе. Раньше их здесь было еще больше. Выехали в Германию и Израиль. У подруги Клары спрашивала, почему не уехала, когда была такая возможность. Ответила: "Для чего? Жопу вытирать и горшки носить в Израиле?" Евреи, которые выехали из Умани и продали здесь квартиры, жалели об этом. Там не устроились, а вернуться не могли, потому что уже не было куда. У нас на заводе еврей Эдик работал. Поехал в Израиль, стал бомжом.

В Умани евреи дружные. Если кого-то обидят, стоят друг за друга горой. Те, кто побогаче, занимаются отелями. Сделали столовую, где бедные могут бесплатно поесть. Дают работу украинцам.

42-летний Хайм Хазин первым из хасидов получил украинское гражданство. В Умани живет с женой и семью детьми. Имеет отель и два магазина.

— В паспортном столе мне говорили: "Для чего тебе это надо? Езжай в Израиль". А я всегда мечтал здесь жить. Родители родились в Одессе и рассказывали много об украинцах и самогоне, - говорит Хайм возле своей гостиницы. - В Израиле держал три музыкальных магазина. Четвертый открыл в Умани. Сначала приезжал сюда раз в несколько недель. Когда купил квартиру, продал все бизнесы там и перебрался сюда. Работаю законно, поэтому мне пытаются мешать. На последний праздник Рош ха-Шана приходила инспекция из Черкасс. Говорили: "Нас отправили, а значит, должны вернуться с деньгами". Послал их. В Умани уровень коррупции выше, чем в других городах. Если с украинца врач берет 50 гривен, то с хасида — 500.

На ресепшине в отеле встречает приветливая брюнетка с легким макияжем.

— Здесь люди останавливаются в основном на Рош ха-Шана, — рассказывает Ольга. — Но перед ними надо ходить в юбке и завязанном платке. Евреи часто дарят шоколад. На чай могут оставить и несколько долларов, и 200 гривен.

На улице Хазина обнимает высокий крепкий мужчина лет 55. Это — таксист Святослав Коляда. Исполняет несколько еврейских песен. Хасиды, проходящие рядом, улыбаются и пританцовывают.

- С Хаймом знаком 31 год, - говорит Святослав. — Серьезных ссор с хасидами не было никогда. Они помнят Колиивщину, поэтому у них осталось немного исторической неприязни, но злобы или желания мести нет.

В центре города грузинка с тюрбаном на голове и большой сумкой бежит с рынка. Останавливается на несколько минут, чтобы поговорить. Накрапает дождь.

— У меня здесь свой маленький магазинчик. Вышла замуж за украинца и открыла бизнес. Продаю сувениры, религиозную атрибутику и книги. Их делают украинцы, — говорит 49-летняя Анжелика Маципула. — Все мы относимся к евреям толерантно. В основном конфликты возникают на бытовой почве, когда выпьют и начинают спорить. Антисемитизм (неприязнь, враждебное отношение к евреям. — ГПУ) только раздувают. Надо себя уважать и не обижать. Тогда и они будут относиться так же.

Два загоревших туриста под зонтами рассматривают надписи на иврите в еврейском квартале. Говорят на английском.

— В Украине мы впервые. Приехали из Израиля специально на могилу Раби Нахмана. Завтра отправимся в Киев, а потом вернемся домой, — говорит 42-летний Даниэль Тотем Иди. Его друг кивает. — Нам здесь нравится. Когда просим помочь, найти адрес, украинцы искренне откликаются.

Рядом быстро идет 23-летний Елисей Шоломи в спортивной легкой куртке в кипе и с пейсами, зафиксированными лаком для волос.

— Я три года приезжаю в Умань. Два месяца живу в Израиле, два — здесь. Помогаю еврейскому бизнесмену с ведением дел, — говорит Шоломи. — Здесь чувствую себя, как дома. Никогда не сталкивался с расизмом. В Киеве когда-то услышал фразу: "Почему Гитлер не всех евреев уничтожил?" Попросил так не говорить. Евреи часто помогают украинским больницам и отдают много денег на благотворительность. Мы не заслуживаем такого отношения.

Сейчас вы читаете новость «"Если с украинца врач берет 50 гривен, то с хасида — 500"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть