- У вьетнамцев спальня и туалет - в одной комнате, отгороженные занавеской. Сам туалет – это дыра в полу. Когда это увидел, понял, что жаловаться на жизнь в Украине не стоит. На улицах много крыс, которые бегают чуть ли не по тебе. Всюду тараканы, гекконы, змеи, - рассказывает 28-летний Артем РАДУЧИЧ из Киева. Год был во Вьетнаме. Недавно вернулся в Украину, потому что жена Виктория, 27 лет, не захотела там жить.
Артем по профессии повар. Работал во многих столичных ресторанах. Виктория занимается флористикой.
- В 2014-ом в ресторанном бизнесе был полный развал. Жить было тяжело. Мы снимали квартиру в Киеве, а зарплаты туго платили. Были мысли, что в Украине уже ничего хорошего не будет. Некоторые наши киевские друзья живут во Вьетнаме уже пять лет, - рассказывает Артем.
- Они прислали для нас приглашение. Оформили туристические визы на три месяца. Мы собрали сумки, купили билеты, сказали всем "До свидания" и поехали.
Переезд в одну сторону стоил $750 с каждого. К городу Нячанг во Вьетнаме добирались трое суток.
- Первая картинка, которую увидел, - пальмы и много мопедов. Жара бешенная, 40 градусов. Хотелось скорее переодеться во что-то легкое. Потому что из Киева вылетали в конце осени. На нас были теплые вещи, - вспоминает Артем.
Поселились в гостинице.
- В старинном доме большая комната, - говорит мужчина. - Посредине огромная старая кровать. Больше ничего, пусто. Позже нашли нормальную квартиру на шестом этаже. С видом на море. Она стоила 400 долларов. За квартплату еще долларов 25-30 платил.
С собой имели 2 тысячи долларов.
Две недели жили без работы. Ходил по ресторанам, гостиницам, спрашивал, не нужен ли там повар. Нашел место шеф-повара в ресторане европейской кухни. Его хозяйка взяла Викторию на свой корабль гидом. Ей просто выдали текст, который нужно было выучить, и ежедневно она его рассказывала туристам, - рассказывает Артем Радучич.
- У меня был друг Биен. На кухне работал моим помощником. Пригласил меня домой. Говорит, у меня жена, ребенок, накроем стол, посидим все вместе. Забрал меня на своей старей "Хонде". Квартира у него - просто четыре стены. Вместо дверей шторка. Кровать - это матрас. Ни стульев, ни стола. На полу разложили еду, сели вокруг и начали есть.
Биен рассказал, что купаться в море ночью нельзя. Только разденешься и отвернешься - вещей уже нет. Если идете с фотоаппаратом, сумкой - держите ее возле себя. Потому что сорвут и убегут, - продолжает Артем.
Вьетнамцы никогда не соблюдают правила дорожного движения. Не понимают знаки. Друг друга никто не уважает. Ездят, как им заблагорассудится. Ежедневно там огромное количество аварий. Люди массово ездят на мопедах. Все - без прав. Но самое главное - это быть в шлеме. Если полицейский видит тебя на мопеде без шлема, догоняет и прямо на ходу бьет дубинкой по голове.
Удивило, что на мопедах они перевозят даже холодильники, телевизоры, шкафы и кровати. Один мопед может столько всех перевезти, что я никогда не видел, чтобы в машину столько грузили. Автомобилей почти нет.
Практически все вьетнамцы говорят по-английски. Они изучают его, потому что это - их деньги. Потом с иностранцами свободно общаются. Часто работают на них.
В самом городе еще достаточно безопасно. А вот за его пределами некоторые люди, будто дикари. Там даже мафии еще сохранились и местные банды. Они спокойно могут прибить человека, чтобы забрать деньги, телефон, камеру.
В домах очень много муравьев. Мусор нужно выносить сразу же, как поел. Потому что насекомые сползаются мгновенно. Когда жена уехала, я перебрался на второй этаж, чтобы сэкономить. В первую же ночь проснулся от того, что меня, в прямом смысле, едят. Включил свет, посмотрел - весь в муравьях. Тараканы также лезут отовсюду. С этим ничего не сделаешь. Когда в квартиру пробирается геккон, его трогать не следует. Гекконы уничтожают насекомых.
Крысы бегали по кухне в ресторане, по моим ногам. Как-то одна упала просто передо мной из вытяжки на кухне. Сначала у меня был шок. Вызвали специальные службы по уничтожению крыс и насекомых. Но их работы хватает максимум на неделю.
Насекомых есть не решился
- Местную еду во Вьетнаме не советую пробовать. Лучше искать приличные рестораны и гостиницы, где готовят европейцы, - говорит Артем Радучич. - Вьетнамцы все делают на полу. Мясо отбивают на камнях. Видел, как резали живую кобру. Вытянули из нее сердце, кровь вылили в рюмку с водкой и выпили. Потом со змеи снимали кожу, мясо жарили на огне. Сама кобра очень костлявая. Мясо крокодила и страуса - жесткое. Насекомых есть я не решился. Готовили зародышей утки. Чистили яйцо, а там - уже сформированный утенок. Хотя тушеная говядина в специях понравилась.
Я очень скучал за нашей кухней, традициями. Мы даже Пасху там устраивали. Я пек пасхи, запекал буженину. Красили яйца. Новый год праздновали и наш, и вьетнамский. Они очень долго готовятся к нему, украшают дома, запускают воздушных змеев, готовят еду. А гуляют два часа. После этого просто идут спать, на улицах - тишина. Необычно для нас.
Комментарии