Ексклюзивы
пятница, 11 января 2019 06:10

"Я сидела и чистила картошку. Открываются двери, заходит он"

 

Писательница и культуролог 45-летняя Громовица Бердник приходит в сквер у столичных Золотых ворот в ярко-красной шляпке и красном цветастом платке поверх короткой шубы.

— Эту шляпку купила во время первой поездки в Париж много лет назад. Гуляла на Монмартре, зашла в маленький магазинчик. Шляпки продавала женщина, которая сама их делала. Я потеряла голову и купила аж три, — рассказывает Громовица. — Еще имею фетровый беретик с вуалью в стиле 1930-х годов. Очень люблю это время в Европе. Мода тогдашняя мне близка — прически, яркий макияж, оригинальные головные уборы.

Каким чувствуете нынешнее время?

— Первая четверть закладывает основы на весь век. Посмотрите на новое поколение, которое подросло и входит в активную пору деятельности. Удивительные дети. В Украине этому поспособствовали события последних пяти лет.

Особенность нашего времени — молодежь быстрее созревает к активной деятельности. Владеют компьютером, иностранными языками, им открыт мир. Менее зависимы от взглядов других. Зато пытаются найти единомышленников.

Подруга недавно консультировала компанию по компьютерным технологиям. Ее создали 20-летние ребята. Она спросила: "Как принимаете новых сотрудников? Насколько по резюме можете оценить их профессиональность?" А в ответ ей: "А зачем нам резюме? Мы всему можем научить. Главное, чтобы были с нами на одной волне".

Заходим в кофейню неподалеку. Громовица заказывает кофе и бокал шампанского.

Какие имеете воспоминания об отце — диссиденте и писателе Олесе Берднике?

— Детство прошло фактически без него. Отца арестовали за "антисоветскую деятельность", когда мне было 5 лет. Вернулся, когда уже была 12-летней. Это — самый яркий момент моего детства. В Гребнях на Киевщине, где жили, была ранняя весна, топилась грубка. Я сидела и чистила картошку. Открываются двери, заходит он. Это было как явление, чудо.

Избрали жизнь в селе, чтобы быть ближе к природе?

— Родилась я в Киеве, но родители не имели жилья. Сначала были на квартире у Николая Руденко (украинский писатель, диссидент, умер в 2004-м. — ГПУ). Когда Николая Даниловича арестовали, стало ясно, что арест отца — вопрос времени. Начали искать место, чтобы в таком случае мама не осталась с ребенком на улице. Так нашли село Гребни в 70 километрах от Киева, обложили кирпичом летний домик. Перезимовали. Весной отца забрали.

В детстве вы не могли говорить на людях то, что слышали в семье?

— В сельской школе я была классическим изгоем. Все знали, что мой отец в тюрьме, и со мной практически не общались.

Наверно, это заложило во мне комплексы. Трудно пускаю в свою жизнь других людей. До сих пор моя ближайшая подруга, которой могу сказать абсолютно все, — мама. Хотя и друзей, и круг общения имею. Вместе с тем, у меня нет болезненной привязанности к семье, к близким.

Ваша мать делает куклы-мотанки.

— У нее все женщины по материнской линии занимались мотанками. Предки шили кожухи, валенки, свитки. Были нужные люди в селе и довольно зажиточные, пока не наступили 1930-е.

В советские времена мама говорила, что мотанки — просто для забавы. Позже возродила традицию сакральной куклы, оберега. У меня два такие. Их ежегодно энергетически заряжаю после зимнего солнцестояния — тогда можно заложить свой следующий год.

Как закладываете год?

— Год фактически начинается в день зимнего солнцестояния — 21 или 22 декабря. 12 дней после — это символические 12 месяцев следующего года. В это время истончается грань между нашим материальным миром и тем тонким, где зарождаются все процессы. В этот период можно читать знаки — в зависимости от того, что происходит в этот день, это может быть в соответствующий месяц. А можно сознательно медитировать на то, чего хочешь.

Года три это практикую. Работает. Но нужно закладывать реальные желания.

В 2017-м намечтала себе плодотворные, полезные и интересные заграничные поездки. В следующем году встретила человека, с которым объединили свои ресурсы. Подруга имеет туристическое агентство, я — наработанные знания. Так родился путешествующий проект "Спираль Силы. Магическая география". Езжу с группами в уголки Украины и Европы, которые имеют особенное энергетическое, историческое или природное значение.

Какие места силы есть в Украине?

— Например, Каменная могила в Запорожской области. Или таинственный скальный рельеф в селе Буша на Виннитчине. Там есть скальный храм — "украинский Стоунхедж". Никто не знает, для чего эта стелла создана, что в том храме происходило. Место очень мощное. Моя версия — там встречаются два мира. К таким местам нужно подходить осторожно. Потому что можно столкнуться не только с чем-то благим и хорошим, но и, например, с самим собой. Могут активизироваться страхи и внутренние проблемы, глубинные комплексы.

Когда магия появилась в вашей жизни?

— Когда начала работать журналисткой, отец подарил мне подвеску — серебряное солнышко. Сказал: "Этот оберег много лет тому назад для меня сделал один мольфар. Пусть он будет теперь у тебя". Носила как украшение. В 1998-м поехала в Карпаты к друзьям на гуцульський фестиваль. Украшение было у меня на шее. Почувствовала, что в спину кто-то смотрит. Разворачиваюсь — дедушка худощавый, в красивом гуцульськом наряде. Подошел ко мне, взял двумя пальцами это солнышко: "Эту мольфу много лет тому назад я сделал для Олеся Бердника. Откуда она у вас?" Так познакомились с мольфаром Михаилом Нечаем. Пригласил в гости. Я приехала. Мы сделали статью одну, вторую. Потом подумала, что из всех этих разговоров с ним может выйти неплохая книжка.

Вы были свидетелем магических действий?

— О том, как Нечай останавливал грозовые тучи над Черновцами, могут рассказать все, кто был в Черновцах на первой "Червоной руте" в 1989 году. Я стала свидетелем, как он останавливал грозу в своем селе. Вкруг льет, а над селом — чистое небо.

Иногда, когда приезжала, Нечай говорил, что на меня налипло много негатива. Говорил приговорку на очистку. Когда ее читал, было впечатление, как будто с тебя целлофановую пленку снимают. Проясняется мысль, больше энергии в теле, легче ходить.

Какой ваш наибольший страх?

— Боюсь маразма. Я так привыкла себя контролировать — мозг, мысли и действия — что боюсь потерять это. Я — Козерог. И это типичный козерожий страх — все контролировать вокруг себя. У Леси Украинки это тоже был наибольший страх. Писала об этом в своих письмах.

Имеет с полсотни статуэток сов

Отец Громовицы Бердник — писатель, философ, диссидент Олесь Бердник. Умер в 2003-м. Мать Валентина Сокоринская — мастерица кукол-мотанок.

Имя Громовица получила в честь героини отцового романа "Зоряний корсар".

Закончила Институт журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Писала для печатных изданий.

В 2007-м вышла ее книжка "Знаки карпатської магії".

— В этом году должна переиздаться. Также готовлю к печати авторскую колоду украинских карт Таро. Хочу совместить европейскую систему Таро с украинскими архетипами. Карта Императора в моей колоде — Гетман. Маг — у меня Мольфар, — рассказывает Громовица.

Упорядочила и опубликовала собрание "Всесвіт Олеся Бердника" в восьми томах.

Любимый цвет — красный, растение — маттиола. Животное — сова. Коллекционирует статуэтки с фигурками этих птиц. Имеет их с полсотни.

Увлечения — путешествия, карты Таро.

Живет в Киеве. Разведена.

Сейчас вы читаете новость «"Я сидела и чистила картошку. Открываются двери, заходит он"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть