77-летний Игорь Сюч из Ужгорода полвека собирает ключи и дверные замки. Имеет их больше тысячи.
Игорь Тибериевич встречает в саду собственного дома по ул. Цветов. Из гаража выносит деревянные стенды. На гвоздях развешены ржавые ключи разных лет. Раскладывает их на столике под вишней.
— В гараже имею еще с полсотни, — приглашает внутрь. — Все равно он без авто пустует. Храню коллекцию здесь, потому что в доме места нет. Хотел не просто собирать что-то, а вещи, которые демонстрировали бы эпохи. Вот ключи довоенных времен, — показывает ржавые. — Они выделяются отверстиями внутри. Теперь таких не делают. А это ключи от мебельных шкафов советского периода и от дипломатов.
— Нашел когда-то большую колодицу, весит больше килограмма, — показывает на дверной замок. — Ключи смотрел везде, где ходил. Зайду, например, к знакомому, увижу красивый ключ и спрашиваю: тебе это нужно? Если нет, то прошу для коллекции. Сколько денег потратил — не считал. Потому что начинал покупать, когда еще были рубли, а теперь трачу эти никудышные гривни.
Из дома выходит жена Гелена Ивановна. На серебристом подносе несет кофе.
— Угощайтесь. Я не буду, потому что сердце болит, — говорит Игорь Тибериевич. — Жена моя до сих пор радуется моим экспонатам. Никогда не ругала, что ими весь двор завалил.
Показывает красный стенд. На нем большой ржавый ключ. Рядом несколько маленьких.
— Это от Невицкого замка. Где-то в 1960-м зашел к знакомому в мастерскую, где ремонтировали стиральные машины. Смотрю, на стене висят старый ключ и большие заржавленные ножницы. Интересуюсь: это вам очень нужно? А тот говорит: "Принесите поллитры, я вам все отдам". Я бегом в город. Взял батон, сыра, колбасы, поллитры — и обратно к нему. Он мне отдал ключ и ножницы и рассказал: "Мой отец был рабочий. Когда готовил сцену около руин Невицкого замка для самодеятельного театра, нашел эти вещи". Тогда я подошел к исследователю Петру Сове. Спрашиваю: "Петр Петрович, откуда эти вещи и сколько им лет?". А он говорит: "Разве турист, который посещал замок, мог прийти туда с ключом и ножницами? Нет. Значит, они лежали там с тех пор, как на горе была жизнь".
Коллекционер выносит из дома бумажный сверток. Вынимает оттуда массивный старый ключ, когда-то серебристый. С одной стороны вычеканено "1201", с обратной — RIHA.
— Купил его на базаре у одного пьянчуги. Тот продавал за 100 гривен. Я когда взял и посмотрел, в каком году отлили этот ключ, купил не раздумывая. Ему больше 800 лет. Откуда он взялся у того мужика, тот и сам не вспомнит. Я сопоставил исторические события со временем, когда изготовили ключ. В тот период в латвийской Риге строили Домский собор.
Часы Каддафи выкупил у врача
Кроме ключей, Игорь Сюч коллекционирует старые счеты и современные калькуляторы, пепельницы и зажигалки.
— Из старых имею самодельную зажигалку времен Первой мировой войны. Купил ее в антикварном магазине в провинции Калабрия на переправе к острову Сицилия. Там было много старинных вещей, но перевозить их через границу опасно. Поэтому взял только зажигалку. Она до сих пор исправная. Изготовлена из гильзы. В отверстие на вату заправляли нефть. К приваренному ключу клали кремний, от которого и шел огонь. Осенью собираюсь на Сицилию — там сын живет. Может, опять какой-то старинный ключ прикуплю. А эту зажигалку приобрел в Санкт-Петербурге. Она сделана в виде сувенирного ключа от Петропавловской крепости.
Из дома выносит серую коробку.
— У меня есть часы Муаммара Каддафи. Несколько лет назад он подарил их одному закарпатскому врачу, который работал в Ливии. Медик продал их мне для коллекции.
Комментарии
1