— Варить сыр начал случайно. Две девушки из нашего села учились на французской филологии. Поехали стажироваться на юг Франции в кооператив "Лонго Май". Там познакомились с ребятами, пригласили их в гости. Мы подружились. Разговорились за кофе. Я сказал французам, что хотел бы изготовлять сыр. Молока полно в селе. Они договорились, чтобы я поехал на учебу в Швейцарию, — рассказывает 50-летний Петр Пригара из села Нижнее Селище Хустского района на Закарпатье.
13 лет назад открыл сыроварню. Раньше преподавал математику в школе.
— Учился варить сыр у пастухов в Альпах на высоте 1400 метров над уровнем моря. Его готовили на дровах. Там не было электричества, имели лишь генератор и медный котел для сыра.
На строительство сыроварни взял беспроцентный кредит на 15 лет у одной из международных организаций. Весь комплекс обошелся в 130 тысяч евро. Главное условие кредиторов — чтобы проект был социальным. То есть максимальное количество людей должно быть задействовано. Когда открывал предприятие, собрал односельчан. Рассказал, что попробуем варить сыр, назвал цену на молоко. В тот период работали и другие приемщики молока. Они несколько месяцев брали сырье и не вернули людям денег. Это вызвало возмущение. Мне не верили, хотя и предлагал большую цену. Тогда договорился, что буду выплачивать деньги за молоко каждое воскресенье после службы в церкви. Устраивал для односельчан небольшие фуршеты, давал сыр на пробу, наливал кофе. Сейчас из 800 дворов мне сдают молоко около 600. Еще в пяти селах организовал его сбор и приемные пункты. Плачу за литр 6 гривен. Люди не всегда честны, разбавляют молоко водой. В Швейцарии за такое есть уголовная ответственность. Как ловлю за руку, расторгаем контракт. За сутки предприятие перерабатывает до 2 тонн молока. Килограмм сыра продаем по 200–370 гривен.
На сыроварне работают восемь людей. Все учились за рубежом. Варят три сорта сыра — "Селиский", "Хуст" и "Нарцисс Карпат".
— Первые три года сыроварня работала в убыток, — говорит Петр Пригара. — Зимой катастрофически не хватало молока. Также не имели опыта, как сбывать сыр. Потом я взял термобокс с сыром и поехал во Львов, Киев. Предлагал свои сыры в супермаркетах, людям. Хорошо пошли экскурсии на предприятие. К нам начали приезжать туристы, чтобы посмотреть на производство, попробовать продукцию. С взрослого берем 50 гривен за дегустацию, с ребенка — 30. К сыру наливаем бокал вина.
Доставляем по всей Украине. Пересылаем "Новой почтой". В магазины небольшие партии отправляю машинами. Элитный киевский супермаркет каждый месяц присылает по сыр рефрижератор с охлаждением. Кредит еще весь не выплатил, но теперь дела идут хорошо. Ежемесячно продаем по 120 тонн сыра. Сыроварня — затратное производство. Например, сыр "Селиский" созревает полгода, "Нарцисс Карпат " — по меньшей мере три месяца. Если начинать такое производство, не стоит рассчитывать, что вложенные деньги вернутся за год-два. Самая быстрая окупаемость — 10 лет.
Недостает недорогих сыров
— Популярный итальянский сыр маскарпоне может сделать каждый крестьянин, если имеет дома сепаратор. Но в Украине его не готовят, — говорит бизнес-консультант 40-летний Андрей Степановский.
— Сыроварню можно открывать, имея в хозяйстве от пяти коров. В дело достаточно вложить 10 тысяч гривен. Кредит на такое предприятие помогал оформлять дважды. Под Киевом есть ферма, где варят сыры с орехами, зеленью и чесноком. Натолкнулся на них на одном застолье. Владельца почти за руки тянул в банк по кредит, чтобы купил еще несколько коров и расширил производство. Сейчас эта ферма разрослась в солидное хозяйство.
На рынке недостает новинок сыра, но недорогих — в пределах 50–150 гривен за килограмм.













Комментарии