"Вас приветствует Угнев — наименьший город Украины!" — такая табличка установлена на въезде в Угнев Сокальского района. Сейчас в городе прописано около 1 200 человек, хотя в действительности живет не более 900. Автобус из Львова ездит сюда дважды в день — в обед и вечером. Утренний рейс отменили два года назад. Легче всего добираться автостопом, но водителей в нужном направлении едет немного.
Сразу за указателем виднеется первое сооружение — наркодиспансер. Это одно из немногих учреждений, куда местные могут устроиться на работу. Также работают в школе, аграрно-строительном лицее, детском садике, почтовом отделении и аптеке. Кто не успел получить государственную работу, ищет ее в ближайших городках и поселках или едет на заработки.
— Полы срывают, через окна перебрасывают, чтобы дома себе отапливать, — 60-летняя Анна Креховец показывает самый высокий дом в Угневе — запущенное 5-этажное общежитие лицея. Помещение дорого отапливать, поэтому студентов переселили в недавно отремонтированную старую синагогу.
Анна Креховец полжизни проработала в местном детсаде. Говорит, сейчас сюда ходит 50 детей.
— Видите, сколько домов заброшенных. Молодежи здесь нечего делать, — рассказывает. — Новое жилье ставят только те, кто работает на заработках в Европе или в Киеве. Моя дочь вышла замуж и живет в Польше. А брат со всей семьей выехал в Австрию. При Союзе была большая пилорама, кирпичный завод работал. В доме быта все было — и парикмахерская, и швейная мастерская, и обувная. Еще работала хорошая пекарня. Сейчас разве сдают паи в аренду частным фирмам. Те их обрызгивают, а мы травимся.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в лесах. В 1936-м ее расписал художник Демьян Горняткевич. Стиль фресок, считают, позаимствовал в киевском Владимирском соборе.
— Людей мало, зато все набожные, верующие, — говорит протоиерей Богдан Паращак, 57 лет. — Я сюда пришел в 1982 году, и уже так было. На воскресной службе ступить негде. По очереди правят два священника — православный и греко-католический. Но православных больше. За этот год было уже 10 похорон, а венчания ни одного. В последний раз женились в прошлом году осенью. Зато четырех деток окрестили.
31-летний Владимир Костив — один из немногих местных предпринимателей. После учебы в Раве-Русской и работы в Червонограде обустроил с братом в помещении бывшей фермы столярный цех. Изготовляют мебель на заказ.
— Люди говорили, что я за два года наделаю мебели всему Угневу, да и останусь без заказов, — рассказывает. — А вышло совсем не так. Со всей области к нам ездят. Оптовики заказывают и продают на Центральную и Восточную Украину. Шкафы-купе, кухни, прихожие, спальни, двери. Раньше еще был спрос на окна, но сейчас ставят металлопластиковые. Проблема только — в Угневе нет толкових людей, чтобы с ними работать. Взял одного парня, научил всему, а он убежал в Москву. Я из Угнева никуда не поеду. Лучше меньше зарабатывать здесь, чем перед кем-то унижаться. Когда-то пробовал сигареты в Польшу возить. На три дня меня хватило.
Угневский городской совет расположен в бывшем жилом доме, построенном в 1930-х годах. Здесь работают семь человек.
— Угнев получил Магдебургское право 550 лет назад. С тех пор никто не осмеливается опустить его статус до поселка или даже села, — говорит заместитель мэра Игорь Мороз, 33 года. — У города есть потенциал. Хотим развивать ностальгический туризм. "Наименьший город Украины" — привлекательный бренд. Есть старый костел, синагога, действующая церковь, исторический музей, старая мельница. Правда, сейчас мельница не на воде, потому что река после мелиорации немного изменила русло. Постоянно сотрудничаем с поляками. Делаем Дни добрососедства — на день открываем переход через границу. Обычно они приезжают в Угнев на храмный праздник 14 июня, потому что костел носит имя святого Антония. Сейчас вместе с Польшей прорабатываем программу "Помним о кладбище" — упорядочиваем могилы на городском кладбище. В этом и воспитательный, и отдыхательный момент. Недавно получили письмо от польского певца Павела Кукиса. Его дед был бургомистром Угнева в 1889 году. Приезжал сюда, нашел могилу деда на кладбище, теперь установит памятную плиту.
Поморянский замок разбирают на стройматериалы
Около 40 населенных пунктов на Львовщине имеют условный статус "малые города" — их население менее 50 тыс. лиц, и это количество постоянно сокращается.
— Маленькие города были заложены в XVII-XVIII веках в 15-20 километрах один от другого, чтобы обслуживать аграрную округу, — говорит заведующий кафедры градостроения "Львовской политехники" Галина Петришин, 56 лет. — Часть начали вымирать еще в ХІХ веке, когда их обошла построенная железная дорога. В советские времена происходило "укрупнение" районов. Логика была такая — чем больше центр, тем более качественные услуги он дает. Третий шаг был сделан в 1990-х годах образовательной реформой, когда ликвидировали профильные профессионально-технические училища: строительные, медицинские.
Чтобы возрождать малые города, нужно давать людям волю для ведения малого предпринимательства. Еще одна перспектива — туристический бизнес. В Золочеве благодаря замку есть несколько десятков тысяч туристов на год. Соответственно, там и гостиница новая появилась, и заведения питания. Некоторые города просто жаль. Поморники Золочевского района в ХIV веке были развитым центром. Сейчас тамошний замок местные разбирают на стройматериалы. Или Янов возле Яворова. Там настоящая курортная местность вокруг, которую не используют.
Комментарии