Одноэтажный дом семьи Никонюков в Ровно стоит в безымянном переулке рядом с улицей Старицкого. Около бетонной изгороди сада несколько металлических стержней — для защиты. За последние четыре года забор пять раз трощили машины.
На Старицкого расположены базы и представительства около 40 фирм. Крупнейшие из них — "Реноме", "Оболонь", "Ольха", "Фрост", автоперевозчик "Шалена Черепаха". Количество офисов и складов растет, а подъезд к ним остается один — через безымянный переулок шириной в шесть метров.
Рядом с опасной дорогой шесть домов, в которых проживает по две-три семьи. 13 из 29 жителей переулка — дети. Каждое утро они идут в школу, прижимаясь к изгороди. Пешеходной дорожки нет.
Звоним в высокие металлические ворота. Открывает женщина в спортивной куртке. Из-за плеч выглядывает высокий мужчина по имени Ростислав.
— Сейчас сами убедитесь, что ни спать, ни дышать в нашем переулке невозможно, — 47-летняя Ольга Метелица пытается перекричать уличный шум.
От постоянной вибрации на стенах зданий по улице Старицкого образовались трещины. Дребезжат стекла в окнах.
— Две недели назад мои соседи сделали навесной потолок, так половина плит уже отвалилась. У меня дом тоже около самой дороги стоит, — кричит 46-летняя Наталья Кохно. Женщина пришла навестить соседку. — Вибрация, шум и вонь — еще полбеды. Хуже, когда грузовики не могут разминуться — тогда ограждения трещат.
Чаще всего от неумелых водителей страдает дом Никонюков.
Слепого 94-летнего деда Николая Никонюка в переулке считают старожилом. В своей хате он прожил больше полувека. Ольга с мужем Ростиславом осторожно берут старого под руки и выводят на улицу.
— Раньше эта земля принадлежала священнику, приехавшему из Золотиева, — вспоминает Николай Максимович. В правой руке дед держит длинную палку, которой обычно нащупывает дорогу. — Я первым построил здесь дом в 1946-м. Раньше еще ходил к соседям в гости. Выйду из ворот, щупаю руками ограждение — и так себе иду потихоньку. А теперь из-за этих дурацких машины боюсь выйти. Разве что на лавке сижу.
Продуктовых магазинов на улице Старицкого нет. Хлеб можно купить только в фирменном магазине хле бокомбин ата. За остальными продуктами нужно полчаса идти на городской рынок.
Зимой жителям переулка еще тяжелее. Территорию никто не убирает. Асфальт покрывается льдом, а поток машин не уменьшается.
— Грузовики перед воротами буксуют, — рассказывает Ростислав Метелица. — Водители среди ночи стучат в ворота, будят. Просят одолжить горсточку соли, чтоб хоть немного лед растопить. Мы ничего против бизнесменов не имеем. Здесь есть 40 фирм, но они не виноваты в том, что с нами делают. Это городская власть о нас не заботится. Им проще закрыть глаза на эту проблему.
Ольга Метелица и Наталья Кохно собираются подать на власть в суд.
— Все упирается в деньги, — говорит секретарь городского совета Ровно Юрий Торгун, 44 года. — Делать окружную дорогу через улицы Млиновскую или Белую — очень дорого, не меньше двух миллионов гривен нужно. В бюджете такие расходы не запланированы.
Юрий Торгун собрал на совещание владельцев и директоров нескольких крупных предприятий, чтоб вместе решить эту проблему. Но общего решения не нашли. Кто предлагал ограничить движение грузовиков — пускать по переулку только микроавтобусы. Но на это не согласились ни бизнесмены, ни жители. Раздраженный чиновник предложил предпринимателям собрать деньги и купить по квартире двум женщинам, которые чаще всего поднимают шум.
— Не я же пойду покупать им квартиры. Вас там 30–40 фирм, деньги все имеете. Сложились бы вместе, — стукнул кулаком по столу секретарь горсовета.
Пожарные машины не могут проехать из-за заторов
Жители безымянного переулка говорят, что обошли все инстанции. Ходили на прием к городскому председателю Виктору Чайке. Просили помочь Виктора Матчука, который возглавляет областную администрацию. Губернатор "выбил" высокие бетонные ограждения — чтоб во двор летело меньше пыли.
Комиссия санэпидемстанции замеряла движение транспорта с секундомером. За 10 минут по переулку проехали 60 машин. Вывод: проездной дороге здесь не место. Была комиссия из ГАИ, тоже пришла к выводу, что проезд грузовиков нужно запретить, — Ростислав Метелица показывает документы. — Когда на предприятии "Ольха" загорел ся столярный цех, пожарники долго не могли подъехать из-за заторов.
Комментарии