84-летний львовянин Василий Цюрко в 1938-ом стал членом юношеской сети ОУН. В 1942 году пошел добровольцем в УПА.
Василий Цюрко сидит в мягком кресле в прихожей Львовского краевого Братства ОУН-УПА. Виски покрыты белыми, как снег, волосами. Сквозь толстые линзы стареньких очков блестят влажные глаза. Натруженными руками дед потирает совсем изношенные штаны. Василий Цюрко как пенсионер получает от государства всего 350 грн пенсии. А вот ветеранской пенсии бывший повстанец не получает — Украинское государство не признает УПА воюющей стороной.
— Мы не воевали с солдатами Советской армии! — почти по слогам повторяет дед Василий. Современная жизнь вынуждает уповцев начинать каждое интервью с этой фразы. — Как мы могли воевать против собственных братьев и родителей, мобилизованных правительством Советского Союза? За всю войну помню только один случай, когда вояки УПА вступили в бой с красноармейцами. И то по ошибке.
Дед Василий вспоминает, как уже после июня 1941-го украинцы начали собирать оружие, копать криевки — готовились к войне с фашистами.
— В Моршине был курорт "Мраморный дворец". Там отдыхали немецкие офицеры, — говорит ветеран. — Они часто водили в лес дам. И здесь появлялись мы: хенде-хох! Отбирали оружие, ремни и сапоги. Но не убивали, — Цюрко смотрит пристально в глаза. Будто проверяет, верю ли я.
Через минуту по моей просьбе перечисляет важнейшие военные операции, в которых принимал участие.
— Было это в мае 1943-го. В селе Святослав недалеко от Сколого действовал огромный немецкий концентрационный лагерь. На гранитной каменоломне гнули спину тысячи пленных: россияне, украинцы, армяне, грузины. Нас было тридцать. Охраняли пленных поляки, только начальник лагеря — немец. Вечером мы напали на лагерную охрану. Большинство поляков убежали, нескольких убили. Расстреляли начальника. Из наших никто даже ранения не получил. Солдаты вышли на волю. Их ноги были в струпьях. Ребята плакали и смеялись. После этого многие из них остались в УПА.
Василий Цюрко вспоминает еще один эпизод прошлой войны.
— В 1939-ом украинцы встречали россиян с хлебом-солью и желто-голубыми флагами. На гостеприимство коммунисты ответили пытками, убийствами, погромами. Они очень хотели, чтобы простые украинцы нас ненавидели. У НКВД были специальные отряды, которые переодевались в наши строи и от нашего имени делали погромы. Вспоминаю, как такие лжеуповцы заставляли людей варить кур и наливать водку. Когда однажды они напугали до смерти крестьян и выезжали на подводах пьяные, мы из засады перестреляли всех.
В одном селе возле Стрыя такой отряд гулял с сине-желтыми значками. Они пели "Галю" и кричали "Слава Украине!". Так реалистично играли свою роль, что им поверили энкаведисты, проезжавшие мимо села. Завязался бой, который длился более трех часов. Так коммунисты коммунистов били. А мы сидели в лесу и смеялись. Они много тогда людей потеряли...
Ежегодно во Львовское краевое Братство ОУН-УПА приходит все меньше бывших повстанцев. Время забирает людей, а с ними и память о войне. Те же, кто жив, каждый раз прощаются друг с другом на День Победы, вроде бы навсегда. В следующем году они уже могут не увидеться.
Историческая справка
УПА была создана в 1943 году решением провода Организации Украинских Националистов (ОУН). Сначала УПА защищала гражданских украинцев от немецкой оккупационной власти. Оружие, боеприпасы, униформу повстанцы добывали в боях. В рядах УПА были вояки разных национальностей.
В перспективе УПА должна была стать основой войска украинского государства — независимой от Германии и СССР. Многотысячная армия УПА до 50-х годов успешно противостояла польским и советским карательным отрядам.
Признают ли УПА воюющей стороной при жизни ветеранов?
Академик Игорь Юхновский, 80 лет:
Вы меня спрашиваете, а я не уверен. Понимаете, в предыдущих созывах Верховной Рады главной дестабилизировавшей силой была фракция коммунистов со своими, Бог знает какими, идеями. Поэтому воины УПА до сих пор не признаны воюющей стороной. Надеюсь, это дело довершит новая Верховная Рада, да и Президент Виктор Ющенко очень на этом настаивает. Этот созыв должен это сделать.
Народный депутат Левко Лукьяненко, 77 лет:
В новый состав парламента попали многие предприниматели. Надеюсь, они не так пропитаны коммунистической идеологией. Поэтому есть все шансы, что вопросы ОУН-УПА наконец заслушают. Но признают ли их сейчас или через год, я не могу сказать.
Комментарии