Закрыть единственный коммунальный книжный магазин планируют в Дрогобыче. Он работает с 1965 года науглу ул. Мазепы и пл. Театральной, в 100 м от городской ратуши. У растресканных ступенек ободранного здания пенсионерка в клетчатом платке и желтом жилете вычищает ножом траву, проросшую в трещинахтротуара. Рядом спит большой рыжий пес.
- Полжизни на том участке работаю коммунальщиком, - 67-летняя Мария Ивановна не поднимает головы. - Всегда в тот книжный магазин стадом ходили. Вон я себе перед постом купила книжечку "Хресна Дорога", дочери за "двадцатку" взяла рецепты в пост. Здесь и цены нормальные, и продавцы приветливые. Если бы не тот коллектив, книжный магазин бы давно растянули. Потому что этот магазин - золотое дно. Что из него только не хотели сделать. И магазин канцтоваров, и банк, и ресторан, и сользавод. Так отберет какой-то чиновник, разделит, пораздает в аренду да и будет жить припеваючи.
Старые стеклянные окна и двери книжного магазина обклеены рекламными плакатами и фотографиями фотосалона, расположенного рядом. В просторном помещении книжного магазина темно и прохладно. На полу серая гранитная плитка. Деревянные стеллажи, сбитые из ДСП, стоят буквой "г" вдоль стен. Посредине на тумбах вазоны.
Продавец 60-летняя Вера Дрозд в коричневом халате поверх свитера, с химической завивкой, показывает трем полякам - двум седым мужчинам и женщине в очках - карты Дрогобыча. Разворачивает на прилавке побольше за 12 грн и поменьше за 9 грн. Те долго колеблются, перешептываются между собой. Выходят ни с чем.
- У нас сейчас полная глушь, - говорит Вера Михайловна. - Были Пасхальные праздники, еще какие-то открытки шли, - показывает на деревянные стенды у окна. Они до верху заложены открытками. Стоят от 2,5 до 10 грн. - Пост закончился - начали свадебные корзинки для тортов скупать. Кто сейчас берет книги, ради Бога. В выходные преимущественно туристы-поляки заходят, просят краеведческие издания, карты. Рядом - Трускавец, курортники приезжают из Восточной Украины, у них очень мало украиноязычной литературы. Когда-то школы, садики по перерасчету брали учебники, у студентов не было интернета. Мы имели и премию, и 13-ю зарплату. А теперь что? 1200 гривен минималка, тем и радуешься. За кусок хлеба держимся, потому что годы здесь отработали.
В книжный магазин заходит местный 23-летний Олег Мащенко с рюкзаком на плечах. Направляется к стеллажу с прозой.
- Девушка что-то попросила ей купить почитать современного. Может, Роздобудько у вас есть или Костенко? - говорит издалека продавщице. Та пожимает плечами.
- Есть Вера Вовк, Ева Гата, Леся Романчук, Анна Медвидь. Их романы женщины любят. Вон новинка "Місто карликів-4" Леси Романчук - для тех, кто любит фантастику, - достает ярко-оранжевую книгу в мягком переплете с третьей полки. Сзади на красном ценнике от руки написано "25 гривен".
Олег достает деньги из заднего кармана джинсов, покупку бросает в рюкзак.
Бывшая директор книжного магазина 66-летняя Любовь Смиш сидит в маленьком кабинете. Глаза подкрашены ярко-синими тенями. Компьютера нет. Ее должность сократили больше месяца назад.
- Собиралась как раз домой, так иногда прихожу девочкам что-то помочь, - ставит пестрый кулек на полку. - 26 марта ушла на больничный, потому что имела бронхит страшный. А они меня за это время с пляжа вон. Передали через бухгалтера, что у меня контракт заканчивается и продлевать его не собираются. Мы не такие уж и забитые женщины, кодекс подняли - меня должны были как минимум за месяц времени предупредить, перед тем как увольнять.
Включает в розетку синий электрочайник. Прикрывает двери.
- Полтора месяца у нас вообще директора нет, - трудно садится на кресло. - Налоги надо платить, некому расписаться. Звонят поставщики и спрашивают, что у нас такое. Не хотят сотрудничать. Мы имеем до 200 тысяч экземпляров книг. Новинки сейчас не привозим, потому что не знаем, будем ли дальше существовать. Власть нас хочет довести до ручки, так же продать, как ресторан "Березка". Боимся, что утром прийдем, а замки будут поменяны.
Любовь Николаевна закрывает лицо, выбегает из кабинета. Заходит бухгалтер Ирина Теодоровна, 65 лет:
- Хотим всем коллективом приватизировать помещение. 237 квадратных метров нам оценили в 711 тысяч гривен.
- В газете написали, что я вообще с какой-то бандой связана и рейдерским путем хотела захватить магазин, - через минуту возвращается Любовь Николаевна, вытирает слезы ладонью. - Этим коллективом - четверо продавцов, я и бухгалтер - работаем больше 30 лет. Могли давно все по кускам распродать. Прибыли у нас 1800 гривен на год, потому что остальные деньги идут на оплату аренды и коммуслуг. Отопление меняли за свои деньги, счетчики за свои. Вон стеллажи сын сбил сам. А сколько раз нас затапливали жильцы сверху! Там живет женщина-пьянчуга, что с нее возьмешь? Ее муж пошел с нами на мировую. Немного сушил книги, немного уценяли.
В 13.00 продавцы закрывают книжный магазин. Идут домой на обед, живут неподалеку. Рабочий день длится до 18.00.
- Еще если придет с десять человек, это будет хорошо, - Любовь Смиш сворачивает в сторону Рынка.
Комментарии