В июне — разгар браконьерского вылова угрей. После нереста их мясо сочнее, жирнее. Для многих крестьян Волынской области продажа этой рыбы стала источником пополнения семейного бюджета.
Бывший житель городка Шацк на Волыни 34-летний Василий Коробец десять лет торгует копчеными угрями. В июне снова приехал на озеро Свитязь, чтобы взять 50–70 рыбин и перепродать их в Луцке, Киеве или Одессе.
— Киевские рестораны покупают угрей по двести гривен за кило. Иногда стою на Бессарабском рынке. Там их с руками отрывают, — говорит Василий, пакуя рыбу в старый рыбацкий рюкзак.
Василий - мой товарищ еще с детства. Правда, в последнее время вижусь с ним лишь раз-два в год — когда приезжаю отдыхать на озера.
— С каждой поездки имею триста долларов чистыми, — рассказывает Василий. Он отставляет рюкзак и смотрит на меня. Я молчу. — Нормальные деньги! — не выдерживает товарищ.
Бизнес перекупщика держится на личных знакомствах. Здешние хозяева сами ловят угрей и коптят их за своими домами в маленьких коптильнях. Рыбинспекция наседает, поэтому торг с перекупщиком часто проходит ночью, за бутылкой, подальше от постороннего глаза. Несколько рыбаков-браконьеров уже судили условно и приговорили к штрафам.
Опытный рыбак может за сезон поймать 300–400 рыбин. За кило живого угря просят недорого — 50–100 грн. А за копченого платят 150–200 грн. На кило выходит три-пять рыбин длиной до метра.
Этим летом, впервые за последние 20 лет, в селах близ Свитязя возобновили абсолютно официальную продажу живых угрей. Рыбаки Шацкого национального парка во время нереста могут выловить из Свитязя по лицензии около 950 кг угрей. Это так называемый санитарно- мелиоративный вылов ради сохранения популяции другой озерной рыбы. Потому что ненасытный угорь во время нереста ест икру щуки, окуня и плотвы.
Деликатес появился в супермаркетах Луцка
— Ловим их мерёжами, — рассказывает заместитель директора Шацкого национального парка Петр Юрчук, 45 лет. — Потом взвешиваем рыбины, чтобы не превысить лимит. Продаем здешним крестьянам и отдыхающим из санатория "Лесная песня" и турбазы "Шацкие озера".
"Официального" живого угря покупают по 60 грн за кило. Курортники просят здешних хозяек приготовить уху или зажарить рыбу. Кстати, у нее нет мелких костей, кроме позвоночника. Ее мясо нежнее курятины. А тушеный угорь приравнивается к изысканным блюдам из рябчиков.
Запрет на промышленный вылов угря не останавливает здешнюю армию рыбаков-браконьеров. Они даже считают себя "санитарами" озер, а угрей — "вредителями".
— Угорь — ненасытный хищник и виновен в дефиците рыбы, — жалуются они.— На мелководье ест икру. Охотится на взрослую рыбу.
Правда, браконьеры лукавят, осуждая угря и не вспоминая такого же хищника озера — канадского сомика с его непомерным аппетитом. Сомик на курорте - неликвиден. А спрос на угрей остается высоким.
С недавних пор копченый деликатес появился в супермаркетах Луцка, на стихийных базарах Ковеля и даже на украинско-польском таможенном переходе в волынском Ягодине.
Наш знакомый Василий Коробец довольно похлопывает наполненный угрями рюкзак. Мужчина садится в автобус Шацк–Луцк. Обещает наведаться на свою малую родину через месяц с семьей. Не ради бизнеса, а на отдых. Хотя инстинкт рыбака-торговца всегда сверлит изнутри.
— Весной немцы приезжали в Шацк. Ходили по селам и скупали копченых угрей. Люди говорят, три тысячи рыбин насобирали. Наверное, торгуют ими на чемпионате мира по футболу? — не успокаивается Василий.
Комментарии
1