Ексклюзивы
среда, 07 мая 2008 07:06

По пивным банкам из рогатки стреляли львовские батяры

Автор: фото: Игорь ХОМИЧ
  Экскурсоводы Иван (слева) и Петр Радковцы в костюмах львовских батяров заигрывают к девушке на площади Рынок
Экскурсоводы Иван (слева) и Петр Радковцы в костюмах львовских батяров заигрывают к девушке на площади Рынок

"Батяры всех стран, соединяйтесь!" — под таким лозунгом состоялся 1 мая Международный день батяра во Львове. Действие проходило в рамках празднования Дня города.

Батярами в первой половине прошлого века называли львовских уличных хулиганов. О них рассказывали веселые истории, слагали песни, снимали фильмы.

— Это были славные юноши, — рассказывает актер театра "Не журись!" Богдан Рыбка, 50 лет. — Пили водку, называли ее "цьмагой". Любили кому-то оконное стекло разбить, кому-то нос. Иногда и между собой толоклись. Но главное — всегда были остроумными. Например, когда во Львове поставили памятник Адаму Мицкевичу, то его сразу окрестили "Адась с олувкем", т.е. "Адам с карандашом". А на городскую ратушу долго говорили "пец с коминкем" (печь с дымоходом. — ГПУ).

Богдан Рыбка уже 20 лет выступает в образе батяра "пана Дзюня". Актер в сером пиджаке, на голове — полукруглая шляпа. В руках — палочка и саквояж. Говорит, так одевались батяры 100 лет тому назад.

— В России такие шляпы называли "котелок", а во Львове говорили "меленик". Это от латинского "мелона", что значит "дыня", — снимает головной убор. — А палочка — это не какая-то инвалидская. Ее называли "ляской". Иногда она даже становилась предметом самозащиты. Там мог быть спрятан и стилет.

Интересуюсь, что у батяра было в саквояже.

— А там все могло быть, — смеется Рыбка. — Точно не обходилось без фляжки хорошего вина или рома.

На площади оборудовали "батярський" тир, где каждый желающий может попробовать попасть по пивным банкам из рогатки. Оркестр исполняет вальс. Юноши и девушки в праздничных костюмах начала ХХ в. танцуют около сцены. Музыка стихает, тогда молодежь хватает под руки зрителей и приглашает танцевать.

Он первым начал брать с посетителей оплату за пользование туалетом

— Я не умею! Не буду! — отмахивается мужчина в спортивной кофте. Через мгновение он кружит с брюнеткой.

Братьев Петра и Ивана Радковцев окружила группа девушек. Хотят сфотографироваться с батярами.

— Батяры — это сугубо львовское явление, — рассказывает "ГПУ" Петр Радковец, 43 года. — В Киеве ничего подобного не было. В Одессе существовали так называемые биндюжники. Но это совсем другое. Так называли портовых грузчиков. Само слово "батяр" — венгерское. Переводится как хулиган, авантюрист.

Братья водят экскурсии по Львову в необычных костюмах.

— Прямо около нас расположен дом, где в свое время была легендарная батярськая кнайпа "Атляс", — прибавляет 38-летний Иван Радковец. — Ее владелец пан Эдзе первый начал брать с посетителей оплату за пользование туалетом. Теперь во Львове выражение "пойти к пану Эдзю" значит сходить в туалет.

Начинается ливень. Зрители прячутся под навесом. Петр Радковец рассказывает анекдот:

— Современные батяры знакомятся с девушками. Спрашивают: "Девушки, а вы откуда?" — "Из Львова" — "А в выходные что делаете?" — "Домой едем".

Сейчас вы читаете новость «По пивным банкам из рогатки стреляли львовские батяры». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть