В залах Ивано-Франковской областной библиотеки экспонируют 23-ю персональную выставку прикарпатской мастерицы Надежды Соломко. С помощью уникальной в Украине техники художница вывязала на спицах 25 больших портретов и икон.
— Семь лет назад увидела по телевизору передачу о докторе теологии, отце Дмитрии Блажейовском, который вышивает иконы. Подумала: Боже, да это же можно вывязать! — рассказывает 63-летняя мастерица. — У меня есть пять каталогов работ Блажейовского, по ним и вяжу.
До пенсии Надежда Соломко работала электромонтером связи на радиозаводе в Ивано-Франковске. В свободное время вязала теплые вещи для родных: свитера для сына Олега и дочери Елены, носки — для мужа Николая. Насобирала два чемодана пряжи.
— Вязать картины значительно труднее, чем вышивать — готовых и расписанных под крестик рисунков нет, — замечает Надежда. — Сначала рассчитываю на петли. Один крестик — одна петля. Недавно начала портрет Ивана Франко шириной 235 петель. Потом расписываю цвета, подбираю нити. Беру искусственные — чтобы мо ль не ела. Для красоты и прочности добавляю разноцветный люрекс. Портреты вяжу обычно спицами номер три с половиной, использую лицевой узор. "Двойкой" вяжу небольшие иконы. Чтобы не искажать лики святых на однотонном полотне, контуры вышиваю нитями. Вот, посмотрите, — показывает вязаный образ "Плащаница". — Контуры Иисуса вышиты черными нитями. Четыре месяца вязала.
Надежда Соломко говорит, что за новую работу не берется, пока не закончит начатую. Первые иконы "Иисус" и "Богородица" освятила в церкви. Образа и портреты скручивает в рулоны и заворачивает в целлофан — в ее четырехкомнатной квартире на ул. Пасечной уже нет места для них. О выставках своих работ художница договаривается сама.
— Сажусь на телефон и обзваниваю музеи, — говорит. — Потом рулоны в руки — и на поезд. Иногда кто-нибудь из попутчиков поможет дотащить до такси.
На портрет идет 2–3 кг ниток, за 100 г которых женщина отдает 15–20 грн, а за небольшую шпульку люрекса — 25 грн. А еще велюровые нити, полотно для основы, чтобы вязание не вытягивалось, — до тысячи набегает. Ни одной из своих 25 работ мастерица не продала. Лишь родным сестрам Вере и Любови из Каменца-Подольского подарила образ Вышгородской Богородицы, а дочери Елене, которая переехала в Польшу, — икону Папы Римского Иоанна Павла ІІ.
— Мечтаю вывязать портрет Иосифа Слепого и Леси Украинки, а также создать "Тайную Вечерю", — делится планами Надежда.
Комментарии