Кирпичный дом за $58 тыс. можно купить в селе Ставчаны, 10 км от окраины Львова. Это самая дорогая сельская одноэтажная хата, которую продают через газету "Ваш магазин". Объявление висит на сайте два месяца. Прикреплены фотографии, есть телефон владельца. Договариваюсь встретиться утром в пятницу. Он говорит, что отвезет машиной показать дом.
- Добраться до Ставчан легче, чем на Сихов, - 30-летний Назар открывает двери черного "Форда Фиесты". - Хата моего деда, ветерана войны. В прошлом году умер. В последнее время с ним жила моя мама, ухаживала за ним. Я в село редко ездил. У меня двухкомнатка во Львове. Жена во второй раз беременна. Вот и решили расширить жилую площадь. Продадим хату и квартиру, купим трехкомнатку. К особняку душа не лежит. Мы как планировали с семьей переехать в Ставчаны, то взвесили все "за и против". Пришлось бы еще одну машину покупать, потому что старшего в садик, с малым дома. А я и так рано выезжаю на работу, в торговле работаю.
Едем за город по ул. Городокской 15 мин., ни одного затора. За постом ГАИ поворачиваем налево, проходим село Оброшино. Подъезжаем к Ставчанам. При въезде предприятие "Олияр", которое разливает масло "Майола". За 10 лет функционирования местные неоднократно жаловались на вонь и отходы, которые оно сбрасывает в реку.
- Чистая ложь, - Назар уменьшает скорость и открывает окно. - Вон понюхайте - ничто не воняет. И вода в колодцах прекрасная. "Олияр" в прошлом году школу построил, теперь планирует детский садик возобновить. Во многих ли селах есть новые автобусные остановки, стадион? А дорога - как ляля. Маршрутки в село курсируют каждые 5 минут. Доезд под самую хату.
В 50 м от "Олияра" поворачивает из трассы влево. Едем по узкой дороге вверх.
- Справа школа, - показывает. - Слева - сельсовет. Церковь на бугорке. Все есть - магазин, амбулатория.
Останавливается возле серой хаты с зеленым деревянным забором. Тропа не протоптана. Назар идет первым, ногами отгребает снег.
- Блин, ворота примерзли, - стучит кулаком по железному засову, замок долго не открывается. - Лучше всего хату летом смотреть. Здесь так красиво, трава зеленая, сейчас все снегом замело. Приватизировано 45 соток земли. За хатой можно пруд вырыть и рыбу разводить, река рядом.
На фасаде дома кое-где видны трещины. Вставлены пластиковые окна, бронированные двери. Во дворе слева колодец, покрытый ржавой жестью, справа - хлев. Возле него развалившаяся собачья будка.
- Из сарая прекрасный гараж выйдет, - продолжает хозяин. За пятым разом подбирает ключ к замку. - А дом под шифером, кирпичный, крепкий, построен в 1983-ем.
Заходит на веранду, стряхивает снег на облупившийся деревянный пол. В помещении холодно, пахнет сыростью. Побелка потрескавшаяся. Из мебели - зеркало, старый холодильник и стол. Через узкий темный коридор проходим в три комнаты. Они расположены по кругу, из одной попадаешь в следующую. В каждой есть развалившийся диван или кровать, сервант или шкаф, в углу - кафельная печь. На стенах иконы в вышитых полотенцах.
- Ну вы же понимаете, что сразу сюда вселиться не выйдет, - смеется, когда выходим из других дверей в коридор. - Надо провести воду, отопление. Туалета и ванны нет. Как минимум 10 тысяч "зеленых" нужно вложить.
В коридоре отодвигает тяжелые двери кладовой. За ними сложены кресла, много банок и кастрюль.
- Здесь я планировал сделать кухню. Пробить бы отсюда двери в комнату, там может быть столовая. А на чердаке можно еще две комнаты сделать или этаж надстроить. Пару месяцев тому назад маклеров нанял, так они влупили 70 тысяч за хату - никто бы ее за такие деньги не взял. Сказал им: "Будьте здоровы", - а сам подал объявление в газету. За два месяца было несколько звонков. Перед Новым годом привозил старших супругов. Очень им понравилась хата, имеют сына-строителя. Говорили, что подвести воду, тепло, поставить сантехнику можно за неделю. Ждут, когда продастся хата во Львове, задаток никакой не оставляли. Если надумаете брать, пару тысяч спущу.
"Переехал с овчаркой, чтобы не тревожили"
Художник 50-летний Николай Костюченко переехал в село Довгое Дрогобычского района из Львова 10 лет тому назад. Купил деревянную хату на окраине за $500.
- Чистый воздух - это самое главное преимущество села, - рассказывает. - В городе организм стареет быстрее. Приехал ко мне друг. Он имеет 90 килограммов веса, я вешу 65. Начали носить доски. Он быстро устал, говорит: "Как ты такой малой, а имеешь столько сил?" Я сам заготовляю дрова - это лучше, чем тренажерный зал. Езжу на велосипеде в соседнее село за продуктами 9 километров. Воду беру из источника, туалет сделал в хате, ванну еще не успел сделать.
Наибольшая проблема в селе - это заработок. В городе легче реализовывать картины. Сейчас осваиваю компьютерную графику и буду проводить интернет, чтобы иметь большую связь с миром. С соседями не общаюсь. У сельских людей извечная проблема - борьба за границу. Поэтому я сразу переехал с овчаркой, чтобы не тревожили.
Комментарии