Краевед и писатель Василий Лесив, 57 лет, встретил меня фирой, запряженной парой лошадей. Он стоял возле Колинцивского сельсовета (Тлумацкий район Ивано-Франковской области) и похлопывал, как дорогой джип, кобылку Лысую. Потом дал что-то вкусненькое гнедому Старому.
Мы ехали осматривать хозяйство Василиевого отца — бывшего колхозного конюха Петра Лесива. Несмотря на свои 78 лет, дед все еще держит пару коней.
Василий едет на фире почтенно. Ежеминутно снимает фуражку и здоровается с крестьянами. Говорит, в области не только купить хорошую лошадь тяжело, но и подковать — целая проблема. На 10–15 сел найдешь разве что одного хорошего кузнеца. Недешевы и орудия: подвода — три тысячи гривен, плуг — до тысячи, бороны — 750 гривен. Без них никто не наймет тебя на работу или даже отработку.
— Очень сложное дело кормить в хозяйстве коня, — говорит Василий. — В трактор или машину залил солярки — уже едешь. А коня, работает он или нет, корми целый день, ухаживай, убирай, летом выпасай...
Обработать сотку поля для крестьянина стоит немало: 3–5 грн. На 360 дворов в Колинцах всего 35 лошадей. По статистике, в Ивано-Франковской области есть 20,4 тыс. коней (из них 19 тыс. держат частные лица). А еще пять лет назад коней было на три тысячи больше — свыше 23 тыс.
— Коней можно купить в Болехове, туда едут со всех Карпат, — на сельской улице Василий уважительно посвистывает на вороных. — Стоит конь от трех до семи тысяч гривен — в зависимости от породы. На равнину больше берут "тяговиков", в горы — низкорослых "гуцуликов" (они более выносливы). Если будете выбирать, то лучше позовите специалиста. Как правило, хороших коней хозяева не гонят на базар, а продают прямо с подворья. А то купите не очень молодого, норовистого, покусает вас, побьет копытами, да и убежит, — Василий заливается смехом.
На Прикарпатье "гуцуликов" разводят в Косовском районе. Пять лет назад в селе Стецевая Снятинского района действовала специализированная племенная конеферма. Там разводили российского рысака верхового и тяжеловоза литовской породы. Но ферму запустили. Та же судьба постигла Коломыйскую государственную конюшню.
— Коня не только кормят, выпасают, его еще и одевают. Где теперь найти сбрую? — спрашиваю.
— Это тоже проблема, — отвечает Василий Лесив. — Но появляются уже мастера шорники. На базарах в Коломые, Косове я встречал хорошей руки шорников, которые на продажу изготовляют сбрую. Особенно благородная она у извозчиков, которые обслуживают туристов, в частности в Верховине. Справить добрую сбрую для пары лошадей стоит до восьми тысяч гривен.
Самую большую гордость ездового — кнут — приобрести практически невозможно. А классический, с красным кутасом и наплетенным в 6–8 полос кнутовищем из черешни — и подавно. Дефицитом являются и колокольчики — шелесны, которые словно ожерелье невесте, по 8–12 надевали на шею лошади. Но сейчас на такие вещи в селе не очень обращают внимание. Это атрибуты туристического фирмана.
В области есть 62 породистых "гуцулика"
По словам главного специалиста отдела животноводства управления сельского хозяйства Ивано-Франковской ОГА Михаила Валерчука, 48 лет, в Прикарпатье осталось 62 племенных лошади гуцульской породы. Их выращивают на фермах природного парка "Гуцульщина" в Косове, спортклубе "Галичина" в Богородчанском районе, ООО "Варто" в Ивано-Франковске.
- Спрос на рабочих лошадей большой. По 30–40 коней еще осталось в больших хозяйствах Коломийщины, — говорит Михаил Валерчук. — Как говорят сами фермеры, они взялись бы за выращивание лошадей, но не чувствуют правительственной поддержки. Государство больше поощряет выращивать кур или свиней.
Комментарии
3