25-летний Назар Бийчук из Новояворивска три месяца назад стал клиентом системы покупки новой машины "Автоплан". Взял в семилетний кредит "Шевроле Авео" за 53 тыс. гривен. В будущем месяце после заключения соглашение цена авто неожиданно возросла почти до 58 тысяч. Мужчина обратился за разъяснениями в "Автоплан".
Назар работает тамадой. Часто возвращается домой среди ночи издалека. Однажды подсчитал, что за сезон тратит на такси свыше $500. Поэтому решил взять авто в кредит. В "Автоплане" (АО "Пластик", улица Зеленая, 149) предлагали машину за менее чем 5% годовых. Поговорил с консультантом, выбрал модель, оплатил 2 тыс. грн вступительный взнос и подписал соглашение. Документ на четырех листах мелким шрифтом даже не читал.
— В первый месяц мне пришел нормальный счет. Я оплатил 888 гривен при цене на авто 53 тысячи, как было договорено. А в будущем месяце цена машины вдруг возросла до 57 тысяч 800 гривен — почти на десять процентов. Месячный взнос теперь составлял 968 гривен, — жалуется Бийчук.
Назар внимательно прочитал текст соглашения. Оказалось, цена автомобиля может меняться ежемесячно — все зависит от цены, диктуемой производителем машины. Если стоимость авто начинает превышать начальную на 20%, клиент имеет право расторгнуть соглашение. Но фирме тогда остается первый взнос, а также все административные расходы на текущие выплаты — а это 200–300 грн ежемесячно.
Неужели "автоплановцам" выгодно, чтобы клиент со временем расторгнул соглашение?
По условиям соглашения потерял 2,8 тыс. гривен
— Но это абсурд! — отрицает специалист "Автоплана" по продаже Игорь Стисло, 50 лет. — Чтобы мы подписывали соглашение и делали все, чтобы клиент от нас ушел! Мы заинтересованы не в расторжении, а в окончании соглашения четко в срок, чтобы клиент получил машину. Наша система действует в Украине уже восьмой год, и мы еще ни разу не обманули людей. На Львовщине ежемесячно авто получают 25–30 человек. Возможно, кому-то такая схемане подходит, но мы даем семь дней на тщательное изучение договора. В течение этого срока соглашение можно расторгнуть и не потратить ни одной копейки.
Прыжок цены на авто Игорь Стисло объяснил так: производитель снял с производства старую модель и поставил на конвейер "Авео-2". Технические характеристики машины те же, незначительные конструктивные изменения лишь в кузове.
Назар Бийчук наведался в областное управление по делам защиты прав потребителей.
— А чего вы к нам пришли? Это же криминал чистой воды! Вам в райотдел нужно — заявление писать. Но сомневаюсь, что там вам помогут, — встретил клиента заместитель начальника управления Василий Рипка, 47 лет. — Во Львове действуют две подобных структуры — "Автоплан" и "Жилищный Альянс". Сдирают с людей деньги, а доказать что-либо — нереально. С юридической точки зрения они чисты. "Автопланом", кажется, даже УБОП занималось, но ничего доказатьне смогло. На будущее вам посоветую: с документами ведите себя очень осторожно.
Бийчук расторг договор с "Автопланом", однако по условиям соглашения потерял 2,8 тыс. гривен. Мужчина ходил в разные инстанции, консультировался с юристами, но вернуть почти три тысячи не удалось.
— Только ценный опыт за те деньги получил, — говорит Назар.
Как работает "Автоплан"
Технологически метод прост: желающих приобрести новое авто объединяют в общество плательщиков ежемесячных взносов. На собранные средства "Автоплан" выкупает машины у производителя или дилера и ежемесячно распределяет между участниками программы. Например, авто можно приобрести на 84 ежемесячных взноса. Если в программе уже есть 84 участника и все исправно платят взносы, авто достанется тому, кто первым заключил соглашение с "Автопланом".
Интернет-сайт "Автоплана" (www.autoplan.com.ua) сравнивает свою систему с кассой взаимопомощи. Эта система покупки авто уже 30 лет успешно действует в странах Латинской Америки и десятилетия — в соседней Польше.
Комментарии