"Когда дорогу начали ремонтировать, обещали снести наши дома, а взамен дать новое жилье. Мы на радостях и поверили, а зря. Теперь мучаемся в аварийных домах", — жалуется 69-летняя Ирина Язловецкая из села Грушвица, что в 20 км от Ровно.
Она живет на выезде из села, в нескольких метрах от международной трассы Киев — Чоп. Три года назад дорогу начали капитально ремонтировать к Евро-2012. Путь подняли вверх, а подворье пенсионерки оказалось на 3 м ниже.
Теперь постоянная вибрация от многотонных грузовиков уничтожает ее дом. По стенам ползут трещины, фундамент проседает.
Дорога делит село пополам. Достается также домам Александра Дудика и Анны Царук.
Язловецкая рассказывает, что сначала дорогу планировали расширить до четырех полос.
— Поэтому и должны были снести наши дома. Однако впоследствии проект изменился — начали капитальный ремонт. Это же более дешевый вариант, потому что не требует отселения людей, — размахивает руками Ирина Федоровна.
Проход к ее двору завален камнями. Они падают с трассы, отлетают от колес автомобилей.
В дождливую погоду сверху льется вода — стекает с дороги к дому и затапливает колодец.
— Я уже молчу о шуме и загазованности. По стенам, на крыше, возле дымохода — везде трещины. Их видно даже с улицы, — показывает хозяйка. — Сначала замазывала, но это не помогало. У меня две комнатки. Живем с сыном, он безработный. Муж умер полтора года назад.
Такие дороги должны были бы строить в обход села
На заборе 39-летнего Александра Дудика висит табличка "Продам". В его доме покосились стены, двор порос сорняком.
90-летнюю Анну Царук забрали в Ровно родственники. Ее интересы отстаивает сын Виталий Ревера, 63 года. Он потратил на экспертизу дома 3 тыс. грн. Дом обследовали специалисты и засвидетельствовали, что жилище в аварийном состоянии.
— В доме жить опасно. Как-то от вибрации разбилось оконное стекло, отрезало матери указательный палец на правой руке. Пришлось забрать маму в город, но ей там неудобно, — рассказывает Виталий Иванович. — Вообще такие дороги должны были бы строить в обход села.
Ревера подал иск на заказчика работ — Украинскую службу автомобильных дорог. Хочет, чтобы его семье выплатили 234 тыс. грн компенсации.
— Мы будем принимать дорогу в эксплуатацию. Все претензии и предложения учтем, — говорит начальник областной службы автомобильных дорог Юрий Проник, 53 года.
Специалисты из управления говорят, можно установить возле домов ограждение, которое будет защищать от шума и вибраций. Но шумозащитная стена не восстановит дома, которые преждевременно разрушаются.
Люди грозятся перекрыть трассу
Жители села Белая Криница Ровенского района, что в 6 км от Ровно, также недовольны из-за реконструкции дороги Киев — Чоп. Там 5 км пути проходит через все село.
— Больше всего мешает, что убрали пешеходные переходы. Раньше их было пять, а теперь будет лишь два: подземный и наземный, — возмущается местная Татьяна, 37 лет. — Расстояние между ними — 1,5 километра. Это, чтобы за хлебом пойти, такой крюк нужно делать.
Мешает и отсутствие стоковых каналов. Из-за этого во время ливня подтапливает ул. Ватутина — вода с дорожного покрытия стекает к домам и огородам.
К сельскому совету относятся также села Антополь и Глинки. Согласно проекту реконструкции, в Антополе исчезнет остановка для маршруток в направлении Ровно — Гоща.
Крестьяне требуют, чтобы им вернули переходы. Иначе перекроют международную трассу.
— Мы не можем делать того, что не предусмотрено проектом. Потому что в случае ДТП будем виноваты мы, — объясняет Февзи Айранджиогли из турецкой фирмы "Онур", которая реконструирует трассу на этом участке.
Комментарии
2