Два месяца в Винницком детском доме "Гнездышко" живет 6-летний Игорь Мартинюк из села Боривка Черновицкого района. Никто из родни его не навещает.
До этого у мальчика три с половиной месяца лечили лейкемию и злокачественную лимфому на шее в онкологическом отделении областной детской больницы. Там с ним была бабушка Нина, которую положили лишь при условии, что вымоет голову и пострижет волосы.
— Знаешь, кто это? — показывает фотографию мамы и бабушки воспитательница Валентина Петровская.
— Не, — говорит Игорь и отворачивается.
У него землистый цвет лица, после химиотерапии только начали отрастать волосы.
— Узнал, но не признается, — качает головой воспитательница. — Боится, что его назад заберут.
Валентина Петровская расспрашивает мальчика о родителях, братьях, сестрах. Игорь закладывает руки за спину и бубнит: "Ненаю". Воспитательница спрашивает, не хочет ли он домой.
— Атася, Анина, Юя, Витасик, — перечисляет мальчик сестер Наташу, Алину, Юлю и брата Виталика. — Не хоцу нікуда, хоцу тута бути.
В детдоме Игорь называет братиком старшего на год Дмитрия Богатчука. С ним сидит вместе за обедом и на уроках, Дмитрий помогает Игорю застилать кровать. Богатчук тоже из многодетной семьи: его брат учится в школе-интернате в Жмеринке, а младшая сестра живет в другом детдоме.
19 мая Игорю исполнилось шесть лет. Ему подарили большой игрушечный автомобиль.
— Если узнаем, что он не крещеный, так окрестим, — говорит воспитательница. — С крестными проблем не будет. К нему до сих пор студентки из медицинского колледжа, которые помогали лечить, приходят. Игорь очень радуется.
За последних полгода он прошел шесть процедур химиотерапии. Врачи отказываются говорить о шансах мальчика на выздоровление.
Дом 35-летней Людмилы Мартинюк в селе Боривка перекошен, двор без забора. Некоторые окна забиты досками. Людмила с 62-летней матерью Ниной доят корову.
— Нема свободної минутки, — жалуется женщина. — Тільки від чоловіка прибігла, там корову подоїла. З Ігорем тоже в больніцу не могла лягти, бо за коровами дивилася.
Людмила — маленькая, худенькая, при ходьбе сильно размахивает загорелыми руками. Говорит быстро. В темной комнате у окна стоит диван с кучей стираны х, но не глаженых детских вещей. С другой стороны — стол и сервант. Хозяйка открывает стеклянные со следами пальцев дверцы серванта и достает фотографии.
— Это — Наташенька, ей 11 лет, она умничка, в школе хорошо училась. А это восьмилетняя Юлька — актри са погоре лого театра: где какую песню услышит, тут же поет, — рассказывает о детях. — Это дочери от первого мужа Миши, который спился. Их в Жмеринку забрали, они там учатся.
Вот опять бумагу прислали, что б на суд пришла
От второго мужа, Владимира Верстюка, Людмила родила Игоря, 4-летнюю Алину и Виталика, которому сейчас девять месяцев. Сейчас они в Тульчинском детдоме.
— Вот так сяду и плачу над ними. Ну, чего их у меня забрали? — женщина начинает плакать. — Есть же и другие, что хуже живут, и детей в школу не пускают. Помогите мне детей вернуть!
Людмила вдруг срывается и бежит к столу.
— Вот опять бумагу прислали, чт об на суд пришла, чт об детей у меня забрали. А я ее беру и у них перед носом рву, — со всего размаха раздирает на две половины несколько бумаг из районного суда. — Я не пойду.
Уже почти год Людмила живет с третьим мужем — 34-летним Иваном Очеретным. Общих детей нет. Очеретный живет в другом конце села, к Людмиле ходит редко.
— Она меньшего хоте ла на меня записать, — рассказывает Иван, сидя на скамье возле своего дома. — Я говорю: "Так не пойде т". Она себе там живет, дом грязный, немазан. Вместе с курам и, вшей полно. Сюда только иногда приходит, помогает моей маме.
Людмила надеется, что Иванов брат Сергей поможет вернуть ей детей:
— Он умный, у него связи.
За небрежное отношение к детям Людмилу хотят лишить родительских прав.
В селе о ней говорят по-разному.
— Хорошие дети были, но что из них при такой маме требовать, — говорит воспитательница сельского детсада Екатерина Капелиста. — Люда не пьет очень так, но... странная какая-то. Не может ничего довести до конца, за что не возьмется. Дом обвалился, еще и деток этих н арожала.
Комментарии