Летчик-истребитель Дмитрий Панов в мемуарах вспоминал, как в апреле 1942 года впервые увидел вблизи грозный "Мессершми тт-109". В бою видел, и даже сбивал, а просто так — нет. Этот самолет заблудился и сел на чужом аэродроме, поэтому был цел.
Наши летчики хотели на нем полетать и представить, как чувствует себя в бою противник. Панов пишет: "Нам пришлось подложить под крылья "Мессера" бочки, накрытые подушками, чтобы убедиться, что шасси убираются, только когда мотор работает!". Это было необычно, как и вообще хорошая техническая продуманность враждебного самолета. Тяжело представлялось, что он не нуждается в лишнем ручном вмешательстве и сам знает, что ему делать. Пока узнали об этом — что-то сломали, но так и не смогли полетать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Юрий Гагарин погиб из-за разгильдяйства
"Ме-109" считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Создатель этого самолета Вильгельм Мессершмитт родился 26 июня 1898 года в немецком городе Франкфурте-на-Майне. С детства интересовался самолетостроением. В 1917 году поступил в Мюнхенский технический университет. Там сконструировал свои первые планеры, а в 1920-х, будучи в ссоре с Хартом — главным дизайнером компании "Байерише флюгцугверке", учредил собственную компанию. Первые модели молодого конструктора почти сразу забраковали — ими было тяжело управлять.
В 1933 году фирму "Мессершмитт Флюгцугбау" полностью реорганизовали на потребности Вермахта. Министерство обороны заказало Мессершмитту большую партию новых самолетов " Бф-108 Тайфун". Это был первый его истребитель. Последующая модификация — одноместный истребитель, специально на заказ Люфтваффе — называлась "Бф-109", потом "Ме-109" — по фамилии конструктора. Этот самолет прославил Мессершмитта. В борьбе с конкурентами пришлось заручиться поддержкой влиятельных нацистов. Например, заместителя Гитлера по партии Рудольфа Гесса. Впоследствии именно на "мессере" Гесс убежит от фюрера в Великобританию.
Первое боевое крещение "Ме-109" получил в 1930-х в небе Испании: гитлеровцы помогали испанским фашистам воевать с республиканцами. С тех пор Уилли Мессершмитт занял почетное место в самолетостроении. Он, как и его самолеты, был на вид грозным — суровый здоровяк двухметрового роста.
На "Мессере" летали многие немецкие асы, среди них Эрих Хартманн. Всего во время войны выпустили 30 573 "Ме-109". Также был известен двухмоторный "Ме-110". Кроме того, конструктор спроектировал первый реактивный самолет — "Ме-262". Но в серию он не пошел: Гитлер думал, что выиграет войну и так.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Красные иконы" - Гагарина изображали на советских коврах наравне с вождями
Однако грозные " мессеры" уже тогда морально устарели. Тот же Панов вспоминает историю с 1944 года. Румыния как раз перестала быть союзницей Германии и перешла на сторону СССР. Румынский король Михай, окончивший школу Люфтваффе, сам летал на " мессере" и считал его лучшим в мире. Он хотел доказать это новым союзникам и предложил провести показательный бой своего летчика с советским. "Ме-109-Ф" против " Як-3". Самолеты взлетели и через несколько минут стало очевидно: в настоящем бое за эти минуты " мессер" был бы несколько раз сбит.
После капитуляции рейха Мессершмитт отсидел два года. Потом работал над чертежами для энергостанций, швейных машинок. Появился даже автомобиль "Мессершмитт Кр-200 Машиненроллер". Его кабина напоминала кабину истребителя.
С 1952 года конструктор вернулся к своему главному делу. Под личным присмотром Мессершмитта сконструировано и начато серийное производство "V-101" — первого немецкого самолета с вертикальным всплеском.
В 1968 году самолетостроительная компания Мессершмитта объединилась с компанией "Больковгруппе". Через год к ним присоединился авиаконцерн "Блом". Под аббревиатурой МВВ — от первых букв фамилий соучредителей — эта корпорация доныне конкурирует с ведущими авиастроительными концернами мира. Мессершмитт был у корпорации почетным председателем вплоть до смерти 15 сентября 1978 года.
Комментарии
5