23 ноября 1958-го в состоятельные семье на Полтавщине родилась Мария Башкирцева. Известная как художница (ее картины есть в Лувре), но, прежде всего, как автор своего дневника.
Его она начала писать с 15 лет и до смерти в 25 лет от чахотки. На французском. Описывала все, что с ней происходило, свои мысли и чувства, события. Людей и места (а путешествовала она много). Написала 7 томов. Мария писала его, рассчитывая на будущих читателей, время от времени обращалась к ним со страниц.
Незадолго до смерти сделала несколько попыток пристроить рукопись кому-то из известных писателей.
1 декабря 1883-го Мария записала в своем дневнике: "Вот если бы кто-нибудь вполне понял бы меня, перед кем я могла бы вся высказаться!"
И она предпринимает экстраординарную затею - анонимную переписку с Мопассаном. Понятно, что француз не мог не почувствовать себя заинтригованным этими странными, чересчур учеными для женщины и в то же время грациозно женственными письмами своего анонимного корреспондента.
Этот странный письменный "роман" случился.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я найду что-то утешительное и волшебное даже в моей смерти" - 133 года назад не стало уважаемой французами украинки
Она не искала со знаменитым 30-летним писателем встреч, свиданий, но ее письма - талантливые, нервные, блестяще написанные, со свободными ссылками на древних и современных авторов, скрыто чувственные, женственные, остроумные, немного грустные, задели болезненную душу Мопассана, вызвав его на откровенность.
Башкирцева - Мопассану: "Вы смелы - это бесспорно. Я никогда раньше не читала Вас целиком, в один прием, а потому впечатление мое почти свежо. И впечатление это таково, что Вы, право, злоупотребляете этим… этим… этим… актом, благодаря которому мир продолжает свое существование. Я не умею сказать, какому богу я служу, но Ваш бог, очевидно, этот… этот странный символ, который так почитали еще в отдаленной египетской древности"…
Мопассан - анонимному корреспонденту: "Всем существующим искусствам я предпочитаю хорошенькую женщину, а хороший обед, настоящий обед - я ставлю почти наряду с хорошенькой женщиной"…
Заинтригованный писатель пытался угадать, кто его собеседница. Она отвечала:
"...Если бы я не была замужем, разве осмелилась бы я читать ваши ужасные книги? Довольны ли вы?.. А что если я мужчина?".
Он был очарован письмами украинской незнакомки, жаждал прочесть новые строки, в его ответных письмах чувственный цинизм перемешивается с глубокой откровенностью и плохо скрытой нежностью к очаровавшей его Мари. И чтобы оградить себя от готовящейся нахлынуть на него лавины чувств, он пишет Марии цинично-остроумное письмо, которое она сочтет оскорбительным для себя.
Известно, что писатель предпочитал особый тип женщин: пухленьких брюнеток, сластен, лишенных музыкального слуха, так как сам ненавидел музыку.
Поэтому он задает в этом письме следующие вопросы:
1. Не слишком ли Вы белокуры?
2. Какое у Вас ушко?
3. Любите ли Вы музыку?
4. Сластена ли Вы?
5. Какие предпочитаете духи?
6. Вы не худощавы?
Башкирцева отвечает Мопассану последний раз: "Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить".
Так и не открыв своего имени, девушка оборвала переписку. Все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари были тщетны. В дневнике она признавалась:
"Я жалею, что обратилась не к Золя, а к его адъютанту, талантливому, и даже очень. Однажды утром я проснулась, ощущая потребность, чтобы какой-нибудь знаток оценил по достоинству, как красиво я умею писать".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Марию Башкирцеву ее любимый пережил на 40 дней
Зачем же Мария Башкирцева затеяла эту авантюру-переписку? Вот как на этот вопрос отвечает биограф писателя Мопассана Арман Лану: "Это была девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная, маленькое прозрачное существо, кокетничавшая перед лицом собственной смерти. Она хотела оставить свой дневник какому-нибудь писателю. Мария цеплялась за этот дневник, как за единственную надежду пережить саму себя... Она думала о Мопассане, как об исполнителе ее завещания. Вместо того чтобы прямо ему об этом сказать, что его безусловно бы растрогало, она жеманилась. Грубость Милого друга обескуражила этот хрупкий оранжерейный цветок…"
Мария Башкирцева умерла 31 октября 1884-го в Париже. Похоронена там же.
Через 3 года ее мать выдала дневник после тщательного редактирования. Он стал очень популярным в Европе, а затем и у нас. А Мопассан, спустя годы, посетив могилу Башкирцевой, сказал:
"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
Комментарии