Первая в Украине фабрика, где изготавливали бумагуи для печати православных книг, размещалась на территории современного города Радомышль, Житомирской области.
Основал ее в 1612 году Елисей Плетенецкий, известный религиозный и общественный деятель. К этому папирни работали только в двух городах - в Остроге и во Львове, но обслуживали они только католическую типографию. Фабрика на Житомирщине стала основным поставщиком бумаги в Киево-Печерскую Лавру. Готовую бумагу везли на лодках по реке Тетерев, а далее - к Днепру.
Бумажную фабрику построили в крепости на подземной скале. Так ее удачно спрятали от татар, которые часто совершали набеги на эти территории. Сейчас на месте бумажной фабрики - историко-культурный комплекс "Замок Радомышль". Работники комплекса возродили технологии производства бумаги 17 века. Чтобы увидеть, как это происходило, гостей замка приглашают спуститься на нижний этаж основного помещения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Черниговские иконы рисовали на красном фоне, а гуцульские натирали чесноком
"Бумага, которая производилась в Радомышле, был светло-серого цвета. Ее исключительная прочность позволяла хранить бумагу веками, - рассказывают гиды, - Делали бумагу из сырья, для него использовались волокна льна, конопли и кропивы. Также принимали старые ткани, но только из натуральных материалов. А шелуха лука и чеснока берегла бумагу от вредителей".
Благодаря прочности радомышльской бумаги книги, которым сейчас 400 лет, имеют практически такой же вид, как сразу после изготовления.
"К сожалению, современный уголовно-процессуальный кодекс Украины не позволяет использовать коноплю. Вместо нее мы берем крапиву, - шутит парень. Через мгновение он покажет, как бумага изготавливалась, - Но технологию изготовления бумаги это не меняет. Волокна крапивы - почти те же. То, из чего будут делать бумагу, нужно было сначала высушить в течение нескольких дней. Затем составляющие отваривали, снова отстаивали. Такой процесс продолжался несколько месяцев. В результате получали пульпу - жидкость беловатого цвета. Чтобы масса осталась однородной и не стала на дне, ее надо постоянно подмешивать".
"Наша бумага называлась черпаной, потому что ее зачерпывали из жидкости. Две деревянные рамки клали друг на друга и закрепляли. Опускали их в "бумажную" смесь и зачерпывали так, чтобы будущая бумагу между ними задержалась и осела. От промежутка между рамками зависела ее толщина. На одной из рамок - стилизованная картинка Киево-Печерской Лавры. Это служило водяным знаком".
Водяной знак для собственной бумаги придумал сам Елисей Плетенецкий. Именно по нему узнавали, с какой фабрики везли бумагу. "Бумагу из рамок переносили на ткань - тонкий лен или войлок. Прикладываем, крепко прижимаем, чтобы бумага полностью перешла из рамок на ткань. Сверху тоже тканью заворачиваем, получается как слоеный пирог".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ольга Богомолец боялась смерти с косой
Бумагу ставили под пресс и прочно закручивали. Чем толще были слои ткани, тем быстрее из бумаги выходила вода. Она вытекала желобками в емкость внизу. Воду выливали или использовали снова.
"Бумагу отделяли от ткани. Для удобства - специальной деревянной ручкой. Подвешивали сохнуть в сухом, но прохладном помещении. Если же положить ее под прямые солнечные лучи, то уже через несколько часов бумага становился ломкой и хрупкой. Высыхала бумага сутки. Тогда становилась толстой, твердой и шершавой на ощупь. После высушивания ее еще раз клали под пресс и оттесняли, чтобы стала вдвое тоньше. Женщин к производству бумаги не допускали, потому что это считалось тяжким трудом".
В 1616 году на радомішльской бумаге напечатали первую в Киеве книгу "Часослов". Впоследствии - еще несколько знаковых книг, среди которых - первый украинский словарь "Лексикон славяноросский".
Закрыли фабрику в 18 веке, но оставшейся бумаги хватило еще на 100 лет. Некоторое время фабрика оставалась заброшенной, а в начале 20 века здесь построили мельницу. 20 лет назад мельница превратилась в мусорную свалку. И замок, и бумажную фабрику, восстановили в 2000-х годах усилиями врача Ольги Богомолец.
Комментарии