Нотнаую запись давней украинской песни нашли в рукописи урядника, дипломата и священника Михаила Гунашевского.
"Примерно три недели назад я получил электронное письмо от известного львовского историка Мирона Капраля, в котором он попросил пересмотреть его новую статью, посвященную находке в архивах Богоявленского братства Львова, текста известной колядки "Радуйтесь вси людие", запись которой датируется 23 мая 1705" - говорит кандидат искусствоведения, докторант Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского Иван Кузьминский, сообщает ZIK.
Капраль предложил посмотреть на две общеизвестные исследователям песни. В Институте рукописей Национальной библиотеки Украины имени В. И. Вернадского в Киеве исследователь заказал фотографии этих песен.
"Первая песня "Радуйся, Марие, Дѣвам Цр҃ице" (Радуйся, Мария, Девам царица) была записана в большой кодекс, где содержатся различные произведения, включая "Львовские летописи", "Предостережения" и другие. Однако исследователи-музыканты ограничивались лишь очень общими сведениями и не заглядывали дальше, а вот историки знали больше. Рукопись была завершена в августе 1649 года.
Биографию автора рукописи, Михаил Гунашевского, подробно воспроизвел еще Михаил Грушевский. Он происходил из Брацлавского воеводства. в 1621 году поступил учиться у диакона в Меджибоже. В 1620-х годах скорее всего находился во Львове и Ярославе. В 1630 году жил в Межигирском монастыре под Киевом. Уже в 1641 году стал студентом Замойской академии. В Замостье жил при Николаевской церкви, где успел испортить отношения с местным православным братством, из-за чего пришлось на время перебраться в Люблин.
Однако, Михаил Гунашевский поддерживал дружеские отношения с братчиками Львовского ставропигиального братства, которому и подарил свою рукопись в 1649 году. В 1653 году автор занял должность канцеляриста в Войске Запорожском и стал доверенным лицом гетмана Ивана Выговского. И хотя у нас нет прямых указаний на место написания этой песни, однако по биографическим сведениям автора наиболее вероятными очагами выдаются православные братства Львова и Замостье. Если о певческой практику последнего неизвестного почти ничего, то о музыкальной культуре Львовского Успенского братства сохранились не один десяток насыщенных документальных свидетельств", - рассказывает исследователь.
"Из документальных источников музыколог, то есть исследователям музыки, известно, что именно в средах Львовского Успенского и Виленского православных братств, начиная с конца XVI века, была основана музыкальная реформа в богослужебной и вокруг богослужебной певческой практике, откуда эта практика распространилась на всю Украину и Беларусь в составе Речи Посполитой", - говорит он.
Ноты стали первой найденной многоголосой записью православной песни с XVI века.
"Она записана не только с текстом, но и с нотами, к тому же не единогласно, а сразу на три голоса. Таким образом, для истории украинской музыки эпохи раннего модерна эта песня справедливо считается древнейшей из нотной записью и одновременно древнейшим образцом нотной кириллического многоголосием", - говорит историк.
7 марта 1573 печатник Иван Федоров основал во Львове первую в Украине типографию, о существовании которой точно известно историкам. Во всех его украинских книгах, а также в первобытных документах, освещающих деятельность и быт печатника, фамилия Федоров не упоминается ни разу.
Комментарии