Gazeta.ua продолжает публикацию материалов о находке, которую многие эксперты признают уникальным памятником древнерусской эпохи.
Икона Богоматери с ребенком (Умиление), выполненную византийскими мастерами на гипсе, была найдена во время строительства в 1930-х годах на Княжеской горе возле Канева. История находки и ее судьба в 20 веке овеяны тайнами. О ее существовании стало известно лишь несколько лет назад.
На иконе заметны следы пожара, в который она, вероятно, в свое время попадала. Эксперты датируют икону не позднее 13 века, но предполагают, что ее могли создать и раньше.
"Возраст устанавливали по стилю, по иконографие, резьбе, палеографие. С палеографией проще, потому что есть образцы с того времени и можно сравнить. Святых в разные века изображали по-разному. Где-то фигура удлиненная, где-то более плотная. Где-то они стоят в профиль, а где-то - в анфас. Отличались и доспехи", - сообщил главный хранитель фондов Национального Киево-Печерского заповедника Григорий Полюшко.
Икона, вероятно, была создана для походного или домашнего иконостаса. Кроме того, важно, что икона принадлежала русскому князю Василию (в крещении). Известны несколько князей с таким именем - Владимир Великий, Владимир Мономах, Василько Романович (Волынский) и еще несколько мелких князей.
Ученые очень осторожно предполагают, что владельцем иконы мог быть князь Владимир Мономах. Каллиграфия надписи на обороте иконы совпадает с надписью-прославлением Мономаху, которая сохранилась на стенах собора св. Софии в Киеве, и на "змиевике" - украшении, которое также приписывают Владимиру Мономаху. Она звучит так: "Господи помози рабу божему Василию, на многие лето стола его. Аминь".
Исследователи высказывают гипотезу, что Владимир мог получить икону в наследство от матери, которая была византийской принцессой и могла привезти икону из Константинополя.
Отличительная и другая деталь - надписи возле святых выполнены на греческом языке, а надпись на обороте - на церковнославянском.
"Такие надписи делались таким образом, что фон понижали, а буквы оставались на уровне плоскости всей иконы, - отмечает Полюшко. - Но в данном случае получается так, что буквы находятся ниже общей плоскости. То есть сначала сделали одну площадку, а потом еще одну. Возможно, там была греческая надпись, а потом его убрали, все заровняли и написали на церковнославянском. Другого объяснения, почему надпись понижена, я не нахожу".
Исследователи настаивают на уникальности этой иконы - на ней в ряде евангелистов вместо Ивана Богослова изображен Григорий Богослов. Созданная в ходе борьбы за канонизацию разных "версий" христианства, она также может служить памятником одной из них.
С целью установления точного датирования и проведения глубоких исследований создан Церковно-Научный экспертный совет. Кроме того, уже давно работает инициативная группа по выкупу иконы у частного владельца, имени которого не называют, и передачи памятника в собственность государства или церкви.
Говоря о значении иконы для настоящего, политолог Константин Бондаренко сказал: "Если говорить о современном значении, то это - наибелее сохранившаяся икона с древнерусской эпохи и византийского периода на территории Украины. Она несомненно должна остаться в Украине, стать частью национального достояния. Я считаю, что настало время создать фонд возвращения исторических драгоценностей, которые потеряла может потерять Украина. Поэтому нужно приложить все усилия, чтобы эта икона осталась в Украине".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ольга Богомолец подарила икону десятитысячному посетителю своего музея
Оценивая возможность взаимопонимания Церкви и государства по этому вопросу, он отметил:
"Наработан целый комплекс действий между Церковью и государством. Они умеют договариваться по поводу святынь. Поэтому если какая-то святыня носит общечеловеческий характер, имеет чрезвычайный вес, то Церковь и государство могут договориться под чьим покровом должен находиться этот памятник".
О судьбе икон рассуждает искусствовед Дмитрий Горбачев. По его словам, когда-то они носили сугубо духовное значение, тогда как в наше время, могут стать чрезвычайно ценными.
"Когда-то эта икона ничего не стоила, - сказал он. - По монастырям старые иконы использовали для порога, на них шинковали. А теперь она стала огромной ценностью. Цену назвать трудно, потому что не видел эту икону. В Национальном художественном музее есть икона "Борис и Глеб" 13 века. Искусно она очень несовершенна. Только потому, что сделана на дряхлой доске, имеет большую ценность. Подделка произведений искусства - целая индустрия. Они очень быстрые, всегда придумывают истории, кажутся вероятными. Недавно прислали письмо из Америки. Писали , что нашли новые картины Малевича. Все это время, мол, они хранились в спецфонде украинского музея. Такие фонды существовали, но там никогда не было Малевича. Я знаю, потому что работал там, а для большинства эта история кажется правдоподобной. Говорить такое о этой иконе не иемю оснований. Ее смотрели специалисты, они имеют тренированный глаз, трудно обмануть".
Комментарии
21