




"С ней, не из Теей, а с ней должен быть я - вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит - ее глаза! - Я тоже. Мы будто знакомы уже много лет, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее впервые. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа. Тея моментально стала мне чужой и равнодушной. Я вошел в новый дом, и он стал моим навсегда", - так в своих воспоминаниях описывает встречу со своей женой художник Марк Шагал.

22-летний юноша из белорусского Витебска в то время изучал рисование в Петербурге, посещая рисовальную школу, которую возглавлял Николай Рерих. Талантливый еврейский художник очень быстро становится своим в кругу петербургской богемы. Вместе с ним рисование изучала и его землячка Тея Брахман. Именно она и знакомит своего друга Марка с Беллой. Это произошло осенью 1909 года, когда художник находился в Витебске. Один пасмурный осенний день изменил жизнь художника. Отныне в его жизни была только одна женщина - Белла.
Однако в 1911 году Марк Шагал внезапно исчезает и подает о себе знать только в Париже. Белла осталась в Витебске ждать Марка, который не спешил возвращаться на родину.
Париж Шагал назвал "вторым Витебском" и жил в знаменитом общежитии богемы в Монпарнасе. Здесь он быстро сошелся с художниками авангардистами. Хотя в это время в его творчестве чувствуется влияние других художественных стилей, однако Шагал даже в творчестве остается витебским евреем - он часто рисует деревянные домики и еврейские типажи родного города.
1914 год был переломный в жизни художника - в Берлине была организована его первая выставка, но перед ней он едет в Витебск на свадьбу сестры. Художник не знал, что здесь его ждет его Белла.
Белла Розенфельд происходила из богатой еврейской семьи - она была 8 ребенком в семье богатого еврейского ювелира. Несмотря на это, она получила прекрасное образование - училась в школе Герье в Москве, интересовалась историей и искусством.
Свою первую встречу с Марком Белла описала так: "Я не смею поднять глаза и встретить его взгляд. Его глаза зеленовато-серые, цвета неба и воды. Я плыву в них, как в реке".
25 июля 1915 года Белла и Марк поженились. Через год у них родилась дочь Ида. Этот фактор заставил Шагала задержаться в России еще на несколько лет.
Когда началась революция, художник с энтузиазмом воспринял ее, называя "новой античностью". Шагал даже издавал декреты такого содержания: "Всем лицам и учреждениям, имеющим мольберты, предлагается передать такие во временное распоряжение Художественной комиссии для украшения Витебская к первой годовщине Октябрьской революции". Дома были разрисованы белым цветом, а по улицам города ходили люди с плакатами "Да здравствует революция слов и звуков".

В то же время жена художника Белла вынуждена была продать все свои драгоценности для того, чтобы не умереть от голода, который царил в то время в стране.
Однако очарование революцией в Шагала длилось недолго - в начале 1920-х годов он выезжает сначала в Литву, а оттуда через Берлин - в Париж. Здесь проходит лучшее время личной и творческой жизни художника - он и Белла живут душа в душу. Вместе с ней Шагал чувствовал какую-то особую легкость, ему хотелось летать. Это все отражается в картинах художника, а также - в стихах.
В истории мирового искусства уже не раз случалось, что великий художник был еще поэтом. Самый яркий пример - Микеланджело, который писал сонеты на обратной стороне своих картонов. Стихи на языке идиш писал и Шагал. Большинство стихов он посвящал Белле.
Я помню: ночь, и рядом ты,
и в первый раз к тебе прилег я,
и погасили мы Луну,
и свечек пламя заструилось,
и лишь к тебе моя стремилась
любовь, тебя избрав одну.
И стала ты женой моей
на годы долгие. Сладчайшей.
Дочь подарила — дар редчайший
в наиторжественный из дней...

В 1941 году супруги Шагал вынуждены было покинуть Францию, которую оккупировали нацисты. В Нью-Йорк Шагал прибыли 23 июня 1941 года, через день после того, как Гитлер напал на Советский Союз. Так наступил новый этап в творчестве художника - он очень тонко чувствовал то, что происходит в мире, на его картинах того времени мы видим преимущественно пожары и катастрофы.
Однако самая большая катастрофа ждала его впереди. В 1944 году Шагал решил вернуться в Париж, который наконец был свободен от немецкой оккупации. Но 2 сентября 1944 года почти перед отъездом из Нью-Йорка в местной больнице от заражения крови умирает больше любви Шагала - его жена Белла.
После этого в жизни Шагала были и другие женщины, но Белла была единственной женщиной, которую художник любил по-настоящему, которой посвящал картины и стихи:
К четвертой годовщине смерти
За тобой твоя белое платье грустит,
вянут цветы, сорвать я не мог.
По надгорбку рука моя нежно скользит,
и вот я сам цепенею как мох.
Сам Шагал пережил свою жену на 40 лет и умер 28 марта 1985 года во Франции.
Шагал - Витебску
Еще одной особой любви Марка Шагала было его родной город Витебск. Узнав в Нью-Йорке о том, что Витебск оккупировали нацисты, Шагал написал: "Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы. ... Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая не отражала твою радость и печаль. Врагу мало было города на моих картинах, которые он покрамсав, как мог. Его "доктора философии", которые обо мне писали "глубокие" слова, теперь пришли к тебе, мой город, сбросить моих братьев с высокого моста в Двину, стрелять, жечь, наблюдать с кривыми улыбками в свои моноклем ... ".
Покинув Витебск в начале 1920-х годов, художник больше сюда не возвращался. У него была возможность посетить родной город в середине 1970-х годов во время визита в СССР, однако он отказался со словами, Витебск уже не тот.
Комментарии