Ексклюзивы
пятница, 06 июля 2012 10:43

"Зверства большевиков сломили меня морально" - Никита Шаповал

Автор: фото: Микита Шаповал. Щоденник. — Нью-Йорк, 1958
 

"Отец привез мне желтую ситцевую рубашку, я ее надел - это была первая перемена рубашки за два месяца моей самостоятельной жизни", - вспоминал Никита Шаповал в автобиографии свой первый в жизни триумф. Он, 12-летний бедняцкий сын из нынешней северной донецкой области, в 1894-ом окончил народную школу как первый ученик. Получил похвальную грамоту и две книги в награду. Почти через четверть века он станет министром в правительстве Украинской Народной Республики.

Шаповалы земли не имели. Отец зарабатывал как мельник, плотник. Когда в семье стало девятеро детей, перебрались ближе к шахте. Кроме родителей, там работали старшие сыновья. В частности и Никита. Но он уже распробовал вкус учебы. Когда во время вступительных экзаменов в Ново-Глуховскую государственную лесную школу жил у знакомого в сенях, все "удивленно смотрели на сына мельника, мечтающего поступить туда, где барские дети учатся". Но экзамен выдержал - его взяли учиться за казенный счет. В интернате при школе Никита впервые в жизни спал в кровати, еще и засланной белой простыней. В Прилуцком лесничестве, куда по окончании Никиту Шаповала назначили лесным кондуктором, его приняли почти как пана - называли "Никита Ефимович" и "ваше благородие". Получая образование, он стремился возвыситься, но теперь смущался: "Я? Ваше благородие? А отец в больших онучах в шахте, черный работает".

Много ездит по близлежащим лесам, делает планы на вырубку, берет и частные заказы на землемерные работы. От одного сельского учителя тогда он впервые услышал об украинофилах, которые мечтают "отделить Малороссию от России". Решил, что тогда и он тоже - украинофил. За это время прослыл ловким землемером. Новое назначение - в Славянск на Харьковщине. Там тот же уже привычный лесной труд: разбивает участки, делает "перечет" и оценку. В то же время быстро "вычисляет" схемы, по которым обогащается его начальник-поляк. Когда тот пошел в отпуск, Шаповал вводит в лесу свои порядки: выгоняет подрядчиков-спекулянтов и дает крестьянам возможность покупать дрова напрямую, значительно дешевле. Эта первая борьба "с поляком-притеснителем украинского народа" увлекла Никиту - он тогда узнал от товарища о социалистических идеях и вступил в Революционную украинскую партию. Но - стоила места: начальник очернил Шаповала перед руководством, и молодой работник должен был перебираться в другое лесничество. Но в конце концов профессионализм и настойчивость берут верх над тяжелым характером - Никиту Шаповала назначают руководить лесным комплексом в слободе Балаклия.

Его стремительную карьеру прервал призыв в армию в 1903-ем. Там попадает в тюрьму - за хранение и распространение нелегальной литературы. После освобождения должен жить с клеймом чуть ли не вора - дома не понимают, за что его посадили, для односельчан и родственников это стыд. Никита едет в Харьков. Учится на историко-филологическом факультете университета как вольный слушатель. Но жандармерия не дает ему покоя, устраивает проверки  в его жилище.

В 1908-ом Шаповал оказывается в Киеве - "без паспорта, без денег, без знакомых". В таком состоянии его подбирает там Евгений Чикаленко - издатель первой украинской ежедневной газеты "Рада". Содержит издание за свой счет, платить много работникам не может. Поэтому набирает штат преимущественно из тех, кто отсидели "за политику" и не может найти другой работы. Никита Шаповал идет в "Раду" корректором. Но даже в таком, вроде бы близком по духу, обществе он не может ужиться. "Товарищи по работе часто жаловались, что не могут с ним работать из-за его нервного нрава", - записал в дневнике Евгений Чикаленко. Поэтому, не говоря ничего Шаповалу, он пошел к своему приятелю, Владимиру Лозинскому, главному лесничему в имениях Терещенко, и упросил того принять Никиту на работу. Мол, парень очень разнервничался, в лесной тишине и на воздухе отойдет, успокоится и будет полезен. Так и случилось. Лозинский потом говорил Чикаленко, что доволен новым лесничим - "деловитым, инициативным и энергичным".

Больше шести лет проработал Никита Шаповал в лесничестве около станции Хутор Михайловский на Черниговщине. Организовал там бурную хозяйственную деятельность: руководил обустройством лесопильного завода, паркетной фабрики, паровой сушилки. Наладил производство спичек, бумаги и даже "древесной шерсти" - вискозы. Разработал новый способ выращивания дубов. К нему ездили учиться, он уже сам готовил специалистов и писал учебники по лесничеству. Считал, что для Украины дерево значит "неменьше, чем хлеб".

"Лесные должности" Шаповал оставил в феврале 1917-го: в Петрограде революция, он погрузился в борьбу "как агитатор и организатор масс", по его же словам. Вошел в Центральную Раду. Был членом Украинской партии социалистов-революционеров. В ноябре 1917-го согласился стать секретарем почты и телеграфа - министром в правительстве, но через два месяца выходит из Генерального секретариата. Мотивирует: "Предполагаю поражение украинской революции". Впоследствии становится министром земельных дел в правительстве Директории, хотя считает, что ее руководителей Симона Петлюру и Владимира Винниченко побуждает к власти только честолюбие. Евгений Чикаленко так отзывается в дневнике о министре Шаповале в это время: "Человек талантливый, страстный, горячий до ненормальности, с большой склонностью к мании величия и прямолинейный до глупости". В правительстве Директории он тоже надолго не задержался - вышел, чтобы не быть обвиненным в "карьеризме".

Убежденный социалист, Никита Шаповал считал чуть ли не врагами украинцев, которые не разделяют его политических взглядов. Но наступление большевистской России на Украину его отрезвило. Признал впоследствии: "Зверства большевиков сломили меня морально".

1882, 6 июня - Никита Шаповал родился в селе Серебрянка, сейчас Артемовский р-н Донецкой области. В 1892-1895 годах работает выборщиком породы, сортировщиком угля на шахтах нынешней Луганщины.

1905 - помолвлен с Ольгой Терлецкой, которая учительствует в Прилуках. Но через год знакомится у нее в гостях с ее подругой, тоже учительницей и тоже Ольгой - Павловской, дочерью священника. С ней в 1907-ом вступает в брак. Вместе будут до конца его жизни.

1909 - становится одним из соучредителей и редакторов литературно-общественного научного журнала "Украинская хата", где под псевдонимом Сриблянский печатает и собственные произведения. За год до того издает поэтический сборник "Сны веры", а в 1910-ом - "Одиночество". Последняя поэтическая книга "Лесные ритмы" выйдет в  1917 году. После того будет писать только социологические труды - в целом около 60.

1917 - работает комиссаром Киевского уезда. "Принести Украине один украинизированный уезд" стало моим идеалом. Я осуществил свое намерение", - пишет.

1919 - секретарь дипломатической миссии УНР в Будапеште. В эмиграции как председатель Украинского общественного комитета, с  1921-го, участвует в создании украинских высших школ и Украинского высокого педагогического института им. Драгоманова в Праге, Украинской хозяйственной академии в Подебрадах.

1932, 25 февраля - умер в городке Ржавица около Праги от болезни сердца. Завещал жене по своей смерти кремировать тело и сохранить его личный архив для независимой Украины. Ольга Филаретовна выполнила последнюю волю мужа. Пережила его на 16 лет, детей не имели.

 

Сейчас вы читаете новость «"Зверства большевиков сломили меня морально" - Никита Шаповал». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

23

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть