Лет 10 с лишним назад дед из глухого полесского села рассказал мне свою военную историю. Было их трое братьев. Всех забрали на войну, и все трое с нее вернулись.
— А знаешь почему? — спрашивает.
— Почему?
— Потому что нас отец научил, как воевать — а он еще в первую германскую воевал. Первое: не нажирайся перед боем, потому что когда ранит в живот, то кишки порвет. Второе: никогда не добивай чужого, если он уже поднял руки или ранен, потому что завтра ты можешь быть на его месте. И третье: не лазь по карманам трупов и не обирай их, потому что будет так, что и по твоих кто-то будет лазить.
Сыновья отца послушали. И свято уверены, что поэтому и уцелели в той мясорубке. Потому что война — это не только искусство победить, но и искусство выжить. Особенно, когда, чтобы побороть чуму, нужно было стать на сторону заразы.
А недавно по радио рассказывали об одном ветеране. Дикторша говорит: воевал на трех войнах — советско-финской, Великой отечественной и с Японией в конце лета 1945-го. В той красивее всего и громче всего названной войне Советский Союз, к которому принадлежала почти вся территория Украины, был жертвой агрессии. В двух остальных — с более скромными названиями — был агрессором, потому что Финляндии и Японии сам объявлял войну. Закончилось все через четыре месяца после капитуляции нацистской Германии.
Не нажирайся перед боем, потому что когда ранит в живот, то кишки порвет
Запылала же Европа, когда гитлеровцы напали на Польшу. Ровно за неделю до того в Москве советский нарком Вячеслав Молотов и его коллега из Третьего рейха Йоахим фон Рибентропп поставили свои подписи под документом, в котором разделили восточную часть континента на сферы влияния. Карта была: вот до этих пор коричневая чума, а оттуда — красная зараза. А потом зверь начал пожирать зверя.
Украинцы оказались между двумя жерновами. Такова судьба каждого безгосударственного народа. Для наших дедов та война началась 1 сентября 1939-го. По крайней мере для тех тысяч и тысяч, которых в сентябре взяли в польское войско. И тех, которые в несправедливой войне с Финляндией убивали сыновей финских матерей. Хотели? Нет. Были должны. Потому что на ненашей войне, которую силой сделали нашей, нужно было выжить. С 1 сентября 1939-го по 2 сентября 1945-го — пока шла Вторая мировая.
Комментарии
4